Август 13, 2021

Понятие «Административный орган» по АППК

АППК определяет административный орган как государственный орган, орган местного самоуправления, государственное юридическое лицо, а также иная организация, которая в соответствии с законами Республики Казахстан наделены полномочиями по принятию административного акта, совершению административного действия (бездействия).

За последние годы в рамках проводимой административной реформы, в целях разгрузки государственного аппарата, государственные функции передаются в конкурентную среду – саморегулируемым организациям. В этом смысле понятие субъект, осуществляющий государственную функцию расширился. Не только государственный орган в рамках АППК может принимать административный акт. С этой целью разработчик ввел понятие административный орган.

К государственным юридическим лицам относятся государственные предприятия и государственные учреждения, согласно п.п.14) статьи 1 закона РК о государственном имуществе.

Это могут быть школы, поликлиники, больницы, учебные заведения, научные институты, где организационно-правовая форма государственное предприятие на праве хозяйственного ведения или государственное учреждение на праве оперативного управления.

Интерес вызывает АО, ТОО, НАО, другие некоммерческие организации (НКО), в которых права владения и пользования государственным пакетом акций (долей участия в уставном капитале) принадлежит уполномоченному органу либо уполномоченному органу по государственному имуществу. Пакет акций или доля в уставном капитале, как правило, принадлежит уполномоченному органу, административно-территориальной единице.

Таким образом, государственные органы, органы местного самоуправления, государственные юридические лица, осуществляющие по своей природе публичные функции, являются административными органами.

Сложнее дело обстоит с иными организациями, которые в соответствии с законами Республики Казахстан наделены полномочиями по принятию административного акта, совершению административного действия (бездействия).

Здесь важно выявить из законодательного акта компетенцию по принятию административного акта, чтобы определить является ли та или иная организация административным органом. Иными словами, если организация, которая в соответствии с законами Республики Казахстан наделена полномочиями по принятию административного акта, совершению административного действия (бездействия), то такая организация считается административным органом. В свою очередь административным актом являются решения, которые носят обязательный характер для субъектов деятельности (например, лицензии, разрешении, технический осмотр для пользования авто и т.д.). То есть не важно, какая организационно-правовая форма или это физическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельность (ИП), главное определить есть ли полномочие издавать административный акт.

Например, согласно закону об оценочной деятельности, палата оценщиков создается в форме некоммерческой организации и является саморегулируемой организацией, основанной на обязательном членстве, объединяющей на условиях членства не менее трехсот оценщиков.

Саморегулирование означает, что определенные функции исполнительных органов переданы СРО. В случае с примером палаты оценщиков, Палата имеет право выдавать свидетельство о присвоении квалификации «оценщик». Это, по сути, является административным актом, который обжалуется по правилам АППК.

Но важно понять, что споры, возникающие между заказчиком и оценщиком по договору об оказании услуг – это сфера гражданского судопроизводства.

Другим примером является коллегия адвокатов. Теоретически, коллегия адвокатов тоже могла бы быть административным органом, обладая статусом СРО. Например, если бы выдавала лицензии или проводила бы аттестацию лицам, претендующим на занятие адвокатской деятельности. В таком случае, коллегия адвокатов по отношению к адвокату выступала бы административным органом и по административным актам (лицензия, отказ в выдаче, результаты тестирования) можно было бы обжаловать в порядке АППК, минуя уполномоченный орган.

Сейчас эти административные акты можно обжаловать в порядке АППК предварительно пройдя досудебное обжалование в МЮ.

Касательно других компетенций, например, согласно закону об адвокатской деятельности и юридической помощи, прекращение членства адвоката в коллегии, а также применение к нему мер дисциплинарного воздействия относятся к компетенции президиума коллегии адвокатов.

Полагаем, это можно было бы отнести к спорам административного характера, но в законе сохранился иной порядок обжалования. Предполагаем, что это было сделано по причине того, что коллегия адвокатов не является СРО.

Касательно, обжалования клиентами решений, действий (бездействий) адвокатов, решаются в порядке гражданского судопроизводства, так как вытекают из договора об оказании услуг.

В заключении хотелось бы отметить, что законодатель дал ограниченное понятие «Административный орган». Так, по определению наделение властными полномочиями ту или иную организацию может осуществляться не только законами, но и подзаконными НПА. Кроме того, было бы более понятным, если законодатель дополнительно ввел понятие «публичные функции» для более точного понимания что является административным органом.