Апрель 28, 2021

Экологический кодекс: обзор нововведений

2 января 2021 года был принят новый Экологический кодекс Республики Казахстан, который вступит в силу 1 июля 2021 года. Принятие нового кодекса обусловлено низкой эффективностью  оценки  воздействия  на  окружающую  среду, неактуальностью  законодательного регулирования в  области отходов, ограниченным  участием  общественности  в экологическом контроле, нецелесообразным порядком экономической оценки ущерба окружающей среде действующим кодексом. Нужно отметить, что новый экологический кодекс был разработан на основе наилучшего международного опыта стран ОЭСР.

Остановимся на наиболее значимых нововведениях, которые в особенности затрагивают крупнейшие предприятия нефтегазовой, горно-металлургической, химической и электроэнергетической отраслей, на которых приходится наибольший процент загрязнений.

Основополагающие принципы

В кодексе предусмотрен ряд принципов, среди которых заслуживает внимание принцип «загрязнитель платить», принцип исправления.

Смысл заключается в устранении экологического ущерба в полном объеме путем восстановления окружающей среды до первоначального состояния. При невозможности полного устранения причиненного экологического ущерба его последствия должны быть минимизированы. В той мере, в какой последствия причиненного экологического ущерба не были устранены или минимизированы, обеспечивается их замещение путем проведения альтернативной ремедиации.

Классификация субъектов и комплексное экологическое разрешение

В зависимости от уровня и риска негативного воздействия на окружающую среду объекты (предприятие, производство) классифицируется на 4 категории, где наиболее опасные (загрязняющие) виды деятельности отнесены к первой категории, что подразумевает и более строгое регулирование. Так, для объектов первой категории предусмотрен обязательный переход на комплексные экологические разрешения (КЭР) с условием внедрения наилучших доступных техник.

Заявлении на получение КЭР подается в электронном виде в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды и должно содержать сравнительную характеристику используемой или предполагаемой к использованию техники с наилучшими доступными техниками, приведенными в заключениях о наилучших доступных техниках по соответствующим областям их применения.

Комплексные экологические разрешения, выданные до 1 июля 2021 года в соответствии с Экологическим кодексом Республики Казахстан от 9 января 2007 года, в том числе указанные в них технологические удельные нормативы, сохраняют свою силу до 1 января 2031 года при условии их соответствия заключениям по наилучшим доступным техникам по соответствующим областям их применения.

В течение шести месяцев с даты вынесения уполномоченным органом в области охраны окружающей среды заключения о несоответствии комплексного экологического разрешения заключениям по наилучшим доступным техникам по соответствующим областям их применения оператор объекта I категории согласовывает с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды изменения в программе к такому комплексному экологическому разрешению, срок которой не может превышать шесть лет.

Наилучшие доступные техники (НТД)

Под техниками понимаются как используемые технологии, так и способы, методы, процессы, практики, подходы и решения, применяемые к проектированию, строительству, обслуживанию, эксплуатации, управлению и выводу из эксплуатации объекта;

Техники считаются доступными, если уровень их развития позволяет внедрить такие техники в соответствующем секторе производства на экономически и технически возможных условиях, принимая во внимание затраты и выгоды, вне зависимости от того, применяются ли или производятся ли такие техники в Республике Казахстан, и лишь в той мере, в какой они обоснованно доступны для оператора объекта;

Под наилучшими понимаются те доступные техники, которые наиболее действенны в достижении высокого общего уровня охраны окружающей среды как единого целого.

Области применения наилучших доступных техник определяются в приложении 3 к Кодексу.

Заключения по НТД утверждаются Правительством Республики Казахстан на основании справочников по НТД.

До утверждения Правительством Республики Казахстан заключений по НТД, природопользователи вправе при получении КЭР и обосновании технологических нормативов ссылаться на справочники по НТД по соответствующим областям их применения, разработанные в рамках Европейского бюро по комплексному контролю и предотвращению загрязнений окружающей среды, а также на решения Европейской комиссии об утверждении заключений по наилучшим доступным техникам по соответствующим областям их применения.

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)

Если ранее предусматривалась оценка воздействия на окружающую среду и оценка трансграничных воздействий, то новый кодекс, в зависимости от предмета оценки, экологическую оценку делит на следующие виды:

1) стратегическая экологическая оценка;

2) оценка воздействия на окружающую среду;

3) оценка трансграничных воздействий;

4) экологическая оценка по упрощенному порядку.

Нововведения коснулись процесса прохождения ОВОС: согласно кодексу, обязательной ОВОС подлежат виды деятельности, оказывающие существенное воздействие на окружающую среду. Они перечислены в разделе 1 приложения 1 к кодексу и касаются предприятий первой категории. Виды деятельности, перечисленные в разделе 2 приложения 1 к кодексу, могут оказывать существенные воздействия на окружающую среду в зависимости от результатов скрининга намечаемой деятельности.

Запрещается реализация намечаемой деятельности, в том числе выдача экологического разрешения для осуществления намечаемой деятельности, без предварительного проведения оценки воздействия на окружающую среду, если проведение такой оценки является обязательным для намечаемой деятельности.

Под намечаемой деятельностью в Кодексе понимается намечаемая деятельность физических и юридических лиц, связанная со строительством и дальнейшей эксплуатацией производственных и иных объектов, c иного рода вмешательством в окружающую среду, в том числе путем проведения операций по недропользованию, а также внесением в такую деятельность существенных изменений.

Оценка воздействия на окружающую среду включает в себя следующие стадии:

1) рассмотрение заявления о намечаемой деятельности;

2) определение сферы охвата оценки воздействия на окружающую среду;

3) подготовку отчета о возможных воздействиях;

4) оценку качества отчета о возможных воздействиях;

5) вынесение заключения по результатам оценки воздействия на окружающую среду и его учет;

6) послепроектный анализ фактических воздействий при реализации намечаемой деятельности, если необходимость его проведения определена в соответствии с Кодексом.

ОВОС предусматривает стадию определения сферы охвата ОВОС, предназначенная, для определения тех воздействий, на которых должны быть сфокусированы исследования. В зависимости от характера деятельности, в одном случае возможны существенные воздействия на подземные  воды,  в  другом – на  растительный  и  животный  мир,  в  третьем – на атмосферный воздух. При определении сферы охвата оценки воздействия на окружающую среду будут учитываться современный уровень знаний, передовые методы исследований, существующие технические возможности в соответствующей отрасли экономики и наличие данных о состоянии окружающей среды.

После подачи электронного заявления, оно размещается на интернет-ресурсе, где заинтересованные государственные органы и общественность вправе представить свои замечания и предложения в течение тридцати рабочих дней с даты подачи инициатором заявления.

После завершения подготовки отчета о возможных воздействиях этот отчет будет выноситься на общественные слушания.  Если  после  проведения  общественных  слушаний  будут  оставаться замечания  и  предложения,  не  снятые  их  авторами,  инициатор  намечаемой деятельности должен будет организовать доработку отчета и его представление на повторные общественные слушания. В случае несогласия инициатора с замечаниями и предложениями заинтересованных государственных органов и общественности, которые не были сняты их авторами в ходе проведения повторных общественных слушаний, соответствующее мнение инициатора вносится в протокол повторных общественных слушаний, после чего разногласия по спорным вопросам разрешаются экспертной комиссией.

Составитель отчета о возможных воздействиях несет гражданско-правовую ответственность перед инициатором за качество отчета о возможных воздействиях и иных полученных составителем результатов проведения оценки воздействия на окружающую среду в соответствии с заключенным между ними договором. Кроме того, составитель отчета о возможных воздействиях, инициатор несут ответственность, предусмотренную законами Республики Казахстан, за сокрытие полученных сведений о воздействиях на окружающую среду и представление недостоверных сведений при проведении оценки воздействия на окружающую среду.

Послепроектный анализ фактических воздействий при реализации намечаемой деятельности  проводится составителем отчета о возможных воздействиях в целях подтверждения соответствия реализованной намечаемой деятельности отчету о возможных воздействиях и заключению по результатам проведения оценки воздействия на окружающую среду.

Послепроектный анализ должен быть начат не ранее чем через двенадцать месяцев и завершен не позднее чем через восемнадцать месяцев после начала эксплуатации соответствующего объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.

Целевое расходование и платежи за негативное воздействие на окружающую среду

В связи с внедрением принципа исправления и «загрязнитель платит», поступающие платежи за негативное воздействие на окружающую среду в бюджет будут иметь целевое расходование на финансирование природоохранных мероприятий, что ранее не предусматривалось.

Норматив направления средств на мероприятия по охране окружающей среды — доля доходов, поступающих от платы за негативное воздействие на окружающую среду, направляемая на мероприятия по охране окружающей среды, который принимается в размере не менее ста процентов от платы за негативное воздействие на окружающую среду. Таким образом, 100% поступивших средств в бюджет будет направлено на финансирование природоохранных мероприятий.

Плата за эмиссии в окружающую среду будут называться платой за негативное воздействие на окружающую среду. Плательщиками платы являются операторы объектов I, II и III категорий.

В целях стимулирования внедрения и применения НДТ на территории Республики Казахстан, предотвращения или снижения уровня вредного антропогенного воздействия на окружающую среду при исчислении платы по объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, по которым выдано комплексное экологическое разрешение, в том числе до 1 июля 2021 года, плательщиками применяются нулевой коэффициент к установленным ставкам.

В случае недостижения к определенному сроку показателя поэтапного снижения негативного воздействия на окружающую среду к КЭР, выданному в отношении объекта I категории, менее чем на 30 процентов, коэффициент к установленным ставкам будет периодически повышаться.

Вместе с тем, для 50 крупнейших объектов первой категории такое увеличение начнется с 2025 года, а для остальных объектов, к которым не действует КЭР с 2037 года.

Управление отходами

Кодексом вводится новая классификация отходов, соответствующая европейскому каталогу и направленная на поэтапное и циркулярное обращение с отходами: минимизирование образования отходов, повторное использование образованных отходов, переработка, утилизация и захоронение на полигонах.

К операциям по управлению отходами относятся:

1) накопление отходов на месте их образования;

2) сбор отходов;

3) транспортировка отходов;

4) восстановление отходов;

5) удаление отходов;

6) вспомогательные операции;

7) проведение наблюдений за операциями по сбору, транспортировке, восстановлению и (или) удалению отходов;

8) деятельность по обслуживанию ликвидированных объектов удаления отходов.

Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов в специально установленных местах в течение определенных Кодексом сроков. Так,  максимальные  сроки  накопления  отходов:  6  месяцев  на  месте образования,  3  месяца  на месте  сбора  и  6  месяцев  на  месте  удаления  или восстановления.  Для  отходов горнодобывающих  и  горно-перерабатывающих производств максимальный срок накопления на месте их образования составляет 12 месяцев.

Лица, осуществляющие операции по сбору отходов, обязаны обеспечить раздельный сбор отходов. Раздельный сбор осуществляется по следующим фракциям:

1) «сухая» (бумага, картон, металл, пластик и стекло);

2) «мокрая» (пищевые отходы, органика и иное).

Запрещается смешивание отходов, подвергнутых раздельному сбору, на всех дальнейших этапах управления отходами.

Кодексом предусматривается принцип иерархии, который означает, что образователи и владельцы отходов должны применять следующую иерархию мер по предотвращению образования отходов и управлению образовавшимися отходами в порядке убывания их предпочтительности в интересах охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития Республики Казахстан:

1) предотвращение образования отходов;

2) подготовка отходов к повторному использованию;

3) переработка отходов;

4) утилизация отходов;

5) удаление отходов.

Нужно также отметить, что для осуществления деятельности по переработке, утилизации и уничтожению опасных отходов вводится лицензионный порядок, для транспортировки вводится уведомительный порядок для компаний, осуществляющие данные виды деятельности.

Ответственность

С принятием Кодекса вносятся соответствующие изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), в части ужесточения административной ответственности за экологические правонарушения. Рассмотрим некоторые из них.

За незаконное пользование недрами, за исключением подземных вод, совершение сделок, в прямой или скрытой форме нарушающих право государственной собственности на недра, если ранее предусматривались штрафы в мрп, то новое наказание предусматривает штраф в размере ста процентов от суммы причиненного ущерба ресурсам недр.

За невыполнение условий экологического разрешения (статья 326 КоАП) сумма штрафных санкций увеличена от 50 до 300 мрп в зависимости от субъекта предпринимательства. Если правонарушение совершено повторно в течение года, а субъектами крупного предпринимательства — в течение трех лет после наложения административного взыскания сумма штрафа от 150 до 1 000 мрп. Если вышеназванное действие, сопряженное с нанесением экологического ущерба, 700, до 2 000 мрп, с приостановлением действия экологического разрешения или без такового. А не устранение физическими и юридическими лицами в установленный срок нарушений, по которым приостановлено действие экологического разрешения влечет лишение экологического разрешения.

Вводится новая статья 327-1 КоАП, согласно которой за непредставление, представление неполных или несвоевременное представление обязательных сведений, представление недостоверных обязательных сведений предусматриваются штрафные санкции от 100 до 1000 мрп в зависимости от субъекта предпринимательства.

Вводится новая статья 327-2 КоАП, согласно которой ненадлежащее проведение ремедиации (устранения) причиненного экологического ущерба предусматривается штраф от 700 до 2000 мрп в зависимости от субъекта предпринимательства, а за непроведение ремедиации (устранения) причиненного экологического ущерба штраф в размере ста процентов от суммы экономической выгоды, полученной в результате нарушения, с приостановлением действия соответствующего экологического разрешения или деятельности.

За  нарушение  сроков накопления отходов (ч. 8 статьи 328 КоАП) предусмотрен штраф в размере ста процентов от ставки платы за захоронение отходов в отношении количества накопленных отходов за каждый день сверх срока, установленного экологическим законодательством Республики Казахстан. Таким образом, штраф приобретает характер пени, начисление которой будет прекращаться только с вывозом отходов к месту сбора, удаления или восстановления.

Если раньше за превышение нормативов эмиссий в окружающую среду предусматривались штрафы исчисляемые в мрп, то по нововведениям за нарушение нормативов допустимого антропогенного воздействия на окружающую среду (статья 328 КоАП) предусмотрен штраф на юридических лиц — в размере десяти тысяч процентов от соответствующей ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду в отношении превышенного количества загрязняющих веществ.

Серьезная административная  ответственность  предусмотрена  и  за  нарушение  установленных лимитов накопления отходов. Так, за нарушение лимитов накопления или захоронения отходов (ч. 6 статьи 328 КоАП) предусмотрен штраф в размере 10 000 процентов от ставки платы за захоронение отходов в отношении количества отходов, накопленных или захороненных сверх установленного лимита.

За нарушение экологических требований по управлению отходами (статья 344 КоАП) предусмотрен штраф в размере ста процентов от суммы экономической выгоды, полученной в результате совершения нарушения.

Вводится ответственность физических, должностных лиц и субъектов предпринимательства за складирование отходов вне специально установленных мест, не предназначенных для их накопления или захоронения, а равно захоронение отходов без экологического разрешения или отходов, не заявленных в декларации о воздействии на окружающую среду в виде штрафа от 50 до 100 мрп, а на субъектов среднего предпринимательства — в размере 100 процентов, на субъектов крупного предпринимательства — в размере 200 процентов от суммы экономической выгоды, полученной в результате нарушения.

В отношении недрользователей предусматривается административная ответственность за нарушение экологических требований при проведении операций по недропользованию, нарушение порядка ликвидации и консервации объектов пользования недрами.

Таким образом, как пояснили в Министерстве экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан основной причиной увеличения штрафов за административные правонарушения в области охраны окружающей среды является неполное выполнение природопользователями мер по предотвращению загрязнения окружающей среды и неосуществление необходимой модернизации. Действующие административные штрафы не могут быть механизмом стимулирования. Для природопользователей гораздо выгоднее платить штрафы вместо устранения нарушений и упущений. Поэтому предусматривается ужесточение санкций за экологические нарушения[1].

 

[1] Ужесточить наказание для предприятий за нарушение экологических норм могут в Казахстане //

inform.kz https://www.inform.kz/ru/uzhestochit-nakazanie-dlya-predpriyatiy-za-narushenie-ekologicheskih-norm-mogut-v-kazahstane_a3711775