Февраль 10, 2021

Порядок ликвидации юридических лиц в Республике Казахстан

  1. Законодательство Республики Казахстан в сфере ликвидации юридических лиц
  2. Порядок добровольной ликвидации юридических лиц
  3. Процедура реструктуризации задолженности, реабилитации и банкротства юридических лиц. Плюсы и минусы
  4. Преднамеренное, ложное банкротство. Субсидиарная ответственность при преднамеренном и ложном банкротстве

 1. Законодательство Республики Казахстан в сфере ликвидации юридических лиц

Порядок ликвидации юридических лиц предусмотрен следующими нормативными правовыми актами Республики Казахстан:

Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть), принят Верховным Советом Республики Казахстан 27 декабря 1994 года;

Кодекс Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)»;

Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V;

Закон Республики Казахстан от 7 марта 2014 года № 176-V «О реабилитации и банкротстве»;

Закон Республики Казахстан от 17 апреля 1995 года № 2198 «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств»;

Закон Республики Казахстан от 13 мая 2003 года № 415-II «Об акционерных обществах»;

Закон Республики Казахстан от 2 мая 1995 года № 2255 «О хозяйственных товариществах»;

Закон Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года № 482-V «О занятости населения»;

Закон Республики Казахстан от 22 декабря 1998 года № 326-I «О Национальном архивном фонде и архивах»;

Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 сентября 2001 года № 1232 Об утверждении Правил исполнения обязательств по возмещению ущерба, нанесенного здоровью работников предприятий, ликвидируемых по решениям Правительства Республики Казахстан;

Правила открытия, ведения и закрытия банковских счетов клиентов, утвержденные Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 31 августа 2016 года № 207.

2. Порядок добровольной ликвидации юридических лиц

Общий порядок ликвидации юридических лиц предусмотрен Гражданским кодексом Республики Казахстан, в части исполнения налоговых обязательств — Налоговым Кодексом.

Этапы добровольной ликвидации юридического лица:

1) Принятия решения собственником его имущества или уполномоченным собственником органа, а также органом юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами о ликвидации, согласно пункту 1 статьи 49 ГК РК;

2) Уведомление органов юстиции о принятом решении о добровольной ликвидации, согласно пункту 1 статьи 50 ГК РК;

3) Уведомление налогового органа о принятом решении о добровольной ликвидации согласно пункт 1 статьи 58 НК РК;

4) Уведомление центр занятости населения о предстоящем высвобождении работников юридического лица в связи с добровольной ликвидацией, согласно пп. 2) п. 2 ст. 28 ЗРК «О занятости населения»;

5) Публикация информации о ликвидации юридического лица, а также о сроке заявления претензий кредиторами юридического лица (не менее двух месяцев с даты публикации) в печатных изданиях, распространяемых на всей территории РК, согласно п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса РК;

6) После истечения 2-месячного срока для предъявления претензий кредиторами  ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне заявленных кредиторами претензий, а также результатах их рассмотрения, согласно пункту 4 статьи 50 ГК РК. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается собственником имущества юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.

7) Подача в налоговый комитет заявления о проведении налоговой проверки и направление им ликвидационной налоговой отчетности, согласно пункту 2 статьи 58 НК РК;

8) Уплата налогов, платежей в бюджет и социальных платежей, отраженных в ликвидационной налоговой отчетности, согласно пункту 4 статьи 58 НК РК;

9) Удовлетворение требований кредиторами, согласно пункту 6 статьи 50 ГК РК;

10) Передача в архив документов, подлежащих передаче, согласно пункту 4 статьи 8 Закона «О Национальном архивном фонде и архивах»;

11) Передача оставшегося имущества учредителям, согласно пункту 5 статьи 51 ГК РК либо направляется на цели, указанные в учредительных документах, согласно пункту 8 статьи 50 ГК РК;

12) Распределение имущества среди участников, ликвидируемого товарищества, согласно подпункту 4) пункта 1 статьи 11 Закона Республики Казахстан «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» либо среди акционеров, согласно статье 89 Закона Республики Казахстан «Об акционерных обществах»;

13) Составление ликвидационного баланса после завершения расчетов с кредиторами, который утверждается собственником имущества юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, согласно пункту 7 статьи 50 ГК РК;

14) Предоставление ликвидационного баланса в течение трех рабочих дней со дня завершения налоговой проверки, согласно пункту 13 статьи 58 НК РК;

15) Получение справок об отсутствии задолженности по таможенным пошлинам, налогам и таможенным сборам;

16)   Закрытие банковского счета производится банком по заявлению клиента в любое время. Порядок закрытия счета регулируется главой 4 Правил открытия, ведения и закрытия банковских счетов клиентов, утвержденные Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 31 августа 2016 года № 207;

17) Уничтожение печатей производится в фирмах, которые занимаются их изготовлением. После уничтожения будет выдан соответствующий акт;

18) Регистрация ликвидации юридического лица в органах юстиции, согласно статье 16 Закона Республики Казахстан «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств».

3. Процедура реструктуризации задолженности, реабилитации и банкротства юридических лиц. Плюсы и минусы

Процедура реструктуризации задолженности.

Основанием для обращения должника с заявлением в суд о применении процедуры реструктуризации задолженности является его временная неплатежеспособность.

Неплатежеспособность является временной, если на дату подачи заявления имеется одно или несколько обстоятельств:

1) обязательства перед кредиторами по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, взысканию алиментов, обязательства по оплате труда, выплате компенсаций по трудовым договорам, уплате задолженности по социальным отчислениям в Государственный фонд социального страхования, обязательным пенсионным взносам и обязательным профессиональным пенсионным взносам, отчислениям и (или) взносам на обязательное социальное медицинское страхование, а также по вознаграждениям авторам за служебные изобретение, полезную модель, промышленный образец не исполнены в течение трех месяцев со дня наступления срока их исполнения;

2) обязательства перед иными кредиторами не исполнены в течение четырех месяцев со дня наступления срока их исполнения.

Должник вправе принять решение о реструктуризации своей задолженности при возникновении временной неплатежеспособности, при условии отсутствия возбужденных судом дел о реабилитации или банкротстве.

С даты вынесения решения суда о применении в отношении должника процедуры реструктуризации задолженности наступают следующие последствия:

1) прекращается начисление неустойки (пени, штрафов) по всем видам задолженности должника;

2) кредитору (кредиторам) запрещается подавать в суд заявление о признании должника банкротом в период заключения соглашения о реструктуризации задолженности;

3) должнику запрещается совершать какие-либо сделки по отчуждению имущества.

В течение двух месяцев с даты вступления в законную силу решения суда о применении процедуры реструктуризации задолженности должник обязан заключить со всеми кредиторами соглашение о реструктуризации задолженности.

Соглашение о реструктуризации задолженности должно содержать положения об условиях соглашения, порядке, способах и сроках исполнения обязательств должника перед кредитором (кредиторами). Соглашение о реструктуризации задолженности заключается сроком не более чем на три года.

При несогласии кредитора с условиями соглашения такое соглашение не может быть заключено. При незаключении соглашения процедура реструктуризации задолженности считается завершенной и прекращается действие последствий.

Процедура реабилитации и банкротства.

Реабилитационная процедура — процедура, применяемая в судебном порядке, в рамках которой к должнику применяются реорганизационные, организационно-хозяйственные, управленческие, инвестиционные, технические, финансово-экономические, правовые и иные непротиворечащие законодательству Республики Казахстан меры, направленные на восстановление платежеспособности. Процедура реабилитации может быть полезна в ситуации, когда должник не в состоянии договориться об урегулировании задолженности с каждым кредитором, но, если такое решение готовы поддержать кредиторы, перед которыми должники имеет большую часть задолженности.

Производство по делу о реабилитации возбуждается в суде на основании заявления должника или кредитора (кредиторов). Должник также имеет право в срок, не превышающий семи рабочих дней со дня получения копии определения суда о возбуждении дела о банкротстве, направить в суд заявление о применении реабилитационной процедуры.

Кредитор (кредиторы) вправе обратиться в суд с заявлением о прекращении реабилитационной процедуры при: а) наличии оснований, подтверждающих, что реализация плана реабилитации должника наносит ущерб его имущественным интересам; б) наличии оснований, подтверждающих, что действия (бездействие) реабилитационного управляющего наносят ущерб его имущественным интересам; в) ненадлежащем уведомлении о проведении собрания кредиторов.

Банкротство — признанная решением суда несостоятельность должника, являющаяся основанием для его ликвидации.

Процедура банкротства — процедура, осуществляемая с целью удовлетворения требований кредиторов за счет имущественной массы банкрота в порядке, установленном законами Республики Казахстан.

Основанием для обращения должника с заявлением в суд о признании его банкротом и ликвидации с возбуждением процедуры банкротства является его устойчивая неплатежеспособность.

Банкротство устанавливается добровольно на основании заявления должника в суд.

Банкротство устанавливается принудительно на основании заявления в суд кредиторов или иных уполномоченных настоящим Законом лиц.

Неплатежеспособность является устойчивой, если обязательства должника превышают стоимость его имущества на дату подачи заявления в суд и на начало года, в котором подано заявление, а также на начало года, предшествующего году подачи заявления, в случае, если заявление подано должником в первом квартале календарного года.

Основанием для обращения кредитора с заявлением в суд о признании должника банкротом и его ликвидации с возбуждением процедуры банкротства является неисполненное денежное обязательство должника перед кредитором на основании вступившего в законную силу судебного акта или исполнительного документа о взыскании с должника денег либо признание долга должником.

Срок проведения процедуры банкротства составляет девять месяцев и может быть продлен собранием кредиторов до двух лет при наличии оснований.

До подачи в суд заявления о применении процедуры банкротства или процедуры реабилитации должнику или кредитору необходимо заключить соглашение об осуществлении полномочий временного управляющего с лицом, уведомление которого включено в реестр уведомлений лиц, имеющих право осуществлять деятельность администратора.

Требования кредиторов к должнику должны быть заявлены ими не позднее чем в месячный срок со дня публикации объявления о порядке заявления требований кредиторами. Требование кредитора, заявленное позднее этого срока, включается в реестр требований кредиторов без права голоса на собрании кредиторов до полного удовлетворения требований кредиторов, заявленных в месячный срок.

Кредиторы вправе объединить свои требования к должнику и обратиться в суд с одним заявлением. Такое заявление подписывается кредиторами, объединившими свои требования.

По результатам осуществления сбора сведений о финансовом состоянии должника временный управляющий в период рассмотрения в суде дела о банкротстве составляет заключение о финансовой устойчивости должника.

Суд по заявлению кредитора, прокурора либо иного лица, участвующего в деле, вправе принять следующие меры по обеспечению требований кредиторов:

1) наложить арест на принадлежащее должнику имущество (часть имущества), в том числе деньги;

2) запретить должнику совершать действия, которые могут повлечь уменьшение его имущества либо иным образом ущемить интересы кредиторов;

3) приостановить взыскание по исполнительным или иным документам, по которым взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке;

4) иные действия, направленные на сохранность имущества должника на период рассмотрения дела о банкротстве.

Решение о признании должника банкротом и его ликвидации с возбуждением процедуры банкротства принимается судом с учетом заключения временного управляющего о финансовой устойчивости должника.

Плюсы и минусы       

Процедура реабилитации.

  1. Получение отсрочки;
  2. Сроки порядок выплаты задолженности устанавливается планом реабилитации;
  3. Кредиторы могут выступить против введения процедуры реабилитации в отношении должника, мотивируя это как недобросовестную попытку должника уйти от исполнения обязательств, остановить начисление пени, штрафов, вывести активы с помощью аффилированных компаний;
  4. Недобросовестность должника, выражающаяся в сговоре в аффилированными компаниями, увеличение кредиторской задолженности.

Процедура банкротства

  1. Процедура банкротства предоставляет возможность ликвидировать компанию, которая не приносит прибыль, и имеет кредиторскую задолженность больше, чем активов на балансе;
  2. Закон допускает возможность, в рамках рассмотрения дела по банкротству, перейти в плоскость процедуры реабилитации, если будет представлен реальный план восстановления платежеспособности;
  3. Преимуществом процедуры банкротства для кредиторов является возможность оспаривания сделок, заключенных в течение последних трех лет до признания должника банкротом;
  4. Должник может искусственно увеличивать свои долги для того, чтобы суд признал компанию банкротом и в отсутствие какого-либо имущества списал долги перед реальными кредиторами.

4. Преднамеренное, ложное банкротство. Субсидиарная ответственность при преднамеренном и ложном банкротстве

Преднамеренное банкротство – это умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, совершенное в результате действий (бездействия) учредителя (участника), должностного лица, органов юридического лица, а равно индивидуального предпринимателя в личных интересах или в интересах иных лиц. Преднамеренное банкротство в зависимости от тяжести последствий является административным правонарушением (статья 182 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях) либо уголовным правонарушением (статья 238 Уголовного кодекса Республики Казахстан).

Ложное банкротство – это заведомо ложное объявление о неплатежеспособности с целью ввести в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, а равно для неуплаты долгов. Такое объявление производится в результате действий и (или) принятых решений учредителем (участником), должностным лицом, органами юридического лица, а равно индивидуальным предпринимателем. Ложное банкротство в зависимости от тяжести последствий является административным правонарушением (статья 182 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях) либо уголовным правонарушением (статья 238 Уголовного кодекса Республики Казахстан).

Субсидиарная ответственность при преднамеренном и ложном банкротстве.

Пунктом 3 статьи 44 ГК предусмотрено, что учредители (участники) и (или) должностные лица несут перед кредиторами субсидиарную ответственность, если преднамеренное банкротство или ложное банкротство юридического лица вызвано действиями (бездействием) его учредителя (участника) и (или) должностного лица.

Для привлечения указанных в законе лиц к субсидиарной ответственности необходимо наличие соответствующих постановлений органа уголовного преследования или суда по делу об административном правонарушении. То есть указанные лица должны быть вначале привлечены соответственно к административной или уголовной ответственности. После этого можно ставить вопрос о наступлении гражданско-правовой ответственности – субсидиарной ответственности по долгам банкрота. Требование о привлечении к субсидиарной ответственности может быть заявлено банкротным управляющим или кредиторами только в течение одного месяца. Если срок пропущен, это является основанием для отказа в удовлетворении иска о привлечении учредителя и должностных лиц к субсидиарной ответственности.

Кто несет субсидиарную ответственность по долгам банкрота?

 По общим правилам, установленным статьей 44 ГК, учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по его обязательствам. Однако из этого правила есть исключения: Закон «О реабилитации и банкротстве» предусматривает субсидиарную ответственность учредителя (участника) и должностных лиц несостоятельного должника.

Учредитель – это юридическое или физическое лицо, создавшее организацию – юридическое лицо. А участник – это учредители и иные лица, которые имеют в отношении данной организации обязательственные права (в хозяйственных товариществах, акционерных обществах и кооперативах).

Должностное лицо – это член совета директоров акционерного общества, руководитель (заместитель руководителя) юридического лица – несостоятельного должника, а также иное лицо, входящее в коллегиальный исполнительный орган юридического лица, наделенное постоянными или временными полномочиями по управлению юридическим лицом, главный бухгалтер юридического лица (заместитель главного бухгалтера) – несостоятельного должника, а равно иное лицо, временно исполняющее его обязанности.

Субсидиарная ответственность при неисполнении предусмотренных законом обязанностей.

Согласно пункту 2 статьи 14 закона о реабилитации и банкротству, должник обязан:

1) обратиться в суд о признании его банкротом в случае, когда собственником его имущества (уполномоченным им органом), органом юридического лица, уполномоченным на то учредительными документами, принято решение о его ликвидации, а стоимости имущества недостаточно для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме;

2) предоставить суду и администратору в течение трех рабочих дней с даты назначения администратора информацию о финансово-хозяйственной деятельности, в том числе сведения об имеющемся у должника имуществе, в том числе имуществе, обремененном залогом, находящемся в имущественном найме (аренде) и (или) в лизинге, о деньгах, находящихся на банковских счетах, номерах счетов и месте нахождения банков, организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, о сумме дебиторской задолженности;

7) передать временному управляющему в течение трех рабочих дней с даты вынесения решения суда о признании должника банкротом учредительные документы, печати (при их наличии), штампы, в течение десяти рабочих дней — учетную документацию, правоустанавливающие документы на имущество банкрота, в течение двадцати рабочих дней — материальные и иные ценности, принадлежащие банкроту;

8) обеспечить временному управляющему доступ к учетной документации для изучения путем просмотра;

За нарушение вышеназванных пунктов, при недостаточности имущества должника для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме должностное лицо, в обязанности которого входит выполнение данных требований, несет субсидиарную ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан в размере обязательств банкрота перед кредиторами, оставшихся не исполненными по результатам процедуры банкротства.