Декабрь 30, 2020

Автомобильная промышленность в Республике Казахстан

  1. История развития автомобильной промышленности: краткий обзор
  2. Экспортный рынок
  3. Меры государственной поддержки
  4. Курс на экологически чистое производство автомобилей
  5. Перспектива развития автомобильной промышленности

На сегодняшний день казахстанская автомобильная промышленность входит в список приоритетных направлений индустриального развития несырьевого сектора. По итогам 2019 года доля автомобильной промышленности в машиностроении РК составила 26%, произведено свыше 50 тыс. единиц техники, экспортировано порядка 2,7 тыс. автомобилей[1].

1.       История развития автомобильной промышленности: краткий обзор

Автомобильная промышленность Казахстана началась с выпуска первого автомобиля «НИВА» в 2003 году. Каталог отечественной автомобильной продукции составляли автомобили марки ВАЗ.

В 2010 году были подписаны первые соглашения с предприятиями о промышленной сборке моторных транспортных средств. Однако данная мера не показала свою высокую эффективность, но стала «точкой отпора» для принятия государством конкретных мер по стимулированию автомобильной отрасли. К таким мерам следует отнести: налоговые преференции, введение утилизационного сбора, внедрение программ льготного кредитования и лизинга, поддержание экспорта отечественной продукции, а также запуск программы промкооперации.

Меры по стимулированию автомобильной отрасли привели к первым успешным результатам в виде привлечения крупного транснационального инвестора в лице СМС–JAC Motors — стратегического партнера ТОО «СарыаркаАвтоПром». Далее, в сферу производства коммерческой техники  начали привлекаться крупнейшие игроки. К примеру, открытие производств Daewoo, Hyundai, IVECO, ANKAI, КамАЗ, и т.д. Как следствие, по сей день наблюдается рост: здоровой конкуренции и количества автопроизводителей.

Таким образом, автомобильная отрасль перешла от производства комплектующих и запасных частей к производству таких конечных видов продукции, как: тепловозы, электровозы, пассажирские и грузовые вагоны, грузовые и легковые автомобили, автобусы, аккумуляторы, колесные трактора, зерноуборочные комбайны, трубопроводная арматура, кабельно-проводниковая продукция, светодиодные лампы, насосное оборудование, лифты пассажирские[2].

2.       Экспортный рынок

Государство продолжает поддерживать увеличение экспортной составляющей автомобильной промышленности. Так, государство принимает ряд следующих мер:

  • экспортное финансирование автомобильных предприятий для стимулирования производства экологически чистых автомобилей;
  • финансовая поддержка в виде возмещения части затрат на: а) транспортировку готовой продукции внутри Казахстана; б) сертификацию продукции на экспортных рынках.

Предприятия, осуществляющие экспорт продукции, обязаны:

  • увеличивать на предприятиях количество технологических операций;
  • использовать отечественные комплектующие и материалы;
  • осуществлять крупносерийное производство.

Итоги применения мер государственной поддержки по экспорту:

— увеличение экспорта в 10 раз (по сравнению с 2018 годом);

— экспорт 2 629 автомобилей (по итогам 2019 года)[3].

3. Меры государственной поддержки

Государство продолжает применять меры по стимулированию автомобильной промышленности.

В Послании народу Казахстана Президент поставил конкретную задачу, заключающуюся в обеспечении машиностроительных предприятий Казахстана качественным и доступным сырьем. Причиной тому служило то, что на сегодняшний день, зачастую, отечественные машиностроители осуществляют закуп сырья из-за рубежа. Реализация поставленной задачи должна сопровождаться строительством заводов, которые будут обеспечивать потребности в 700-800 тысяч тонн металла ежегодно[4].

Меры государственной поддержки регламентируются в Дорожной карте по развитию машиностроения на 2019-2024 годы, включающей:

  • налоговые преференции;
  • внедрение программ льготного кредитования и лизинга;
  • поддержка экспорта продукции;
  • финансовая и сырьевая поддержка;
  • обеспечение квалифицированными кадрами.

Рассмотрим подробнее содержание Дорожной карты по развитию машиностроения на 2019-2024 годы.

Одним из важных результатов реализации данной дорожной карты является:

  1. разработка Закона РК «О промышленной политике»;
  2. создание Фонда развития промышленности.

Тесная кооперационная связь в развитии отечественной автомобильной промышленности установлена с Российской Федерацией. В связи с чем, государства приняли Программу совместных действий (03.04.2019 г.). Программа предусматривает кооперацию в:

— реализации проектов по строительству заводов по производству редукторов главных передач ведущих мостов грузовых автомобилей, литейного завода и научно-исследовательского инжинирингового центра (ПАО «КАМАЗ», ПАО «АВТОВАЗ», ООО «Хендэ Мотор Мануфактуринг РУС»);

— строительстве в г.Алматы завода ТОО «Hyundai Trans Kazakhstan» по производству легковых автомобилей «Hyundai». Планируется производство 30 000 единиц в год (I этап) и 45 000 единиц в год (II этап);

— увеличении объемов производства, расширении ассортимента автомобилей и производстве автокомпонентов СМС — JAC Motors на территории ТОО «СарыаркаАвтоПром». Также, сотрудничество с данной фирмой предполагает строительство заводов по производству шин и двигателей.

Следующей немаловажной мерой государственной поддержки служит принятие министрами здравоохранения и инфраструктурного развития РК Дорожной карты по обновлению санитарного транспорта в Республике Казахстан, содержащей обновление санитарного транспорта за счет лизингового финансирования.

Условия лизингового финансирования:

  • срок лизинга до 5 лет;
  • ставка вознаграждения не более 7% для отечественных товаропроизводителей;
  • отсутствие требования по внесению авансового платежа;
  • льготный период до 12 месяцев.

Таким образом, в 2019 году было выделено 10 млрд. тенге на 800 единиц машин скорой помощи и 18 передвижных медицинских комплексов в 2019-2020 годах[5].

Следующей мерой государственной поддержки является внедрение программы льготного автокредитования и льготного лизинга. В результате реализации данной программы, АО «БРК-Лизинг» выделил 50 млрд. тенге. Также, с октября 2019 года через АО «БРК-Лизинг» была запущена программа льготного автокредитования Национального банка с выделением 100 млрд. тенге в течение 5 лет.

Государство осуществляет дополнительное стимулирование развития автомобильной индустрии (автобусов) посредством запуска программы по реализации автобусов казахстанского производства в лизинг. Из республиканского бюджета АО «БРК-Лизинг» выделено 33,5 млрд. тенге и профинансирована поставка 1 550 единиц автобусов.

4.       Курс на экологически чистое производство автомобилей

Одной из особенностей казахстанской автомобильной промышленности заключается в выборе курса по созданию эко-транспорта. Так, были выпущены и запущены отечественные электроавтобусы. Кроме того, развитию автомобильной индустрии способствуют: снижение потребления горючего за счет использования новых видов топлива; использование новых конструкционных материалов; диверсификация модельных рядов по качеству, стоимости и целям.

С 2018 года наблюдался полный переход отечественных автопроизводителей на пятый экологический класс. Данный переход способствует созданию благоприятных условий для производителей. В частности, согласно условиям соглашений о промышленной сборке, производители вправе получить средства по возмещению затрат по производственным процессам при: а) производстве экологически чистых транспортных средств (при соответствии экологическому классу Евро-4 и выше; с электродвигателями); и б) выполнении требований по поэтапному повышению локализации.

5.       Перспектива развития автомобильной промышленности

Динамичное развитие автомобильной промышленности сопровождается получением мер государственной поддержки данной отрасли, в связи с высокой значимостью индустрии.

По итогам 10 месяцев 2020 года рост объема производства отечественного машиностроения составил 17%, в денежном выражении 1,4 трлн тенге. В период с января по октябрь 2020 года увеличение объемов производства произошло в следующих секторах машиностроения:

  • автомобилестроение на 54%;
  • железнодорожное машиностроение в 1,9 раза;
  • сельхозмашиностроение (трактора, жатки, комбайны) на 44%;
  • электротехническое машиностроение на 3%[6]

Планируемые проекты по развитию автомобильной промышленности:

i) 2020 г. — планируется производство свыше 10 новых моделей автомобилей. В краткосрочный период общий объем продукции автопрома планируется довести до 100 тысяч автомобилей, из них 10-15 тысяч — для экспорта в Россию, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Беларусь, Азербайджан и другие страны;

ii) в городе Алматы планируется открытие завода «Hyundai» мощностью 45 тысяч единиц в год. Завод открыт на территории Индустриальной зоны. Объем инвестиций в строительство нового завода составил 25 млрд. тенге. Проектная мощность — 30 000 единиц в год. Вторая очередь и производство первого автомобиля, выпущенного с технологическими операциями по сварке и окраске кузова, планируется в сентябре 2020 года. Предприятие позволит создать до 700 новых рабочих мест на производстве. Построение дилерской сети в регионах Казахстана положительно повлияет на развитие МСБ;

iii) в конце января 2020 г. в присутствии Премьер-Министра РК А. Мамина были подписаны соглашения о сотрудничестве между АО «Узавтосаноат» и АО «Экспортная страховая компания «KazakhExport», а также договор о поставке машинокомплектов автомобилей между ТОО «СарыаркаАвтоПром» и АО «UzAuto Motors»[7].

При реализации дальнейших мер по поддержке предприятий реализация будет осуществляться в следующих направлениях:

  • углубление локализации посредством ужесточения встречных обязательств производителей;
  • создание литейных цехов для производства заготовок и обеспечении качественной сырьевой базой;
  • совершенствование системы государственных закупок машиностроительной продукции путем развития системы долгосрочных «off-take» контрактов;
  • увеличение объема финансирования программы льготного кредитования и лизинга продукции машиностроения;
  • увеличение доли затрат, возмещаемой государством при продвижении экспорта готового товара на 80%[8].

Таким образом, в перспективе в автомобильной промышленности планируется:

— продолжить работу по увеличению доли местного содержания, путем перехода на новые соглашения о промышленной сборке транспортных средств с начала 2021 года;

— развивать производственную кооперацию с партнерами казахстанских автопроизводителей, в том числе по производству автокомпонентов;

— продолжить освоение производств электромобилей[9].
[1] http://government.kz/ru/news/reviews/avtomobilnaya-promyshlennost-kazahstana-kak-razvivaetsya-i-kakovy-perspektivy

[2] http://government.kz/ru/news/interviews/po-itogam-10-mesyacev-t-g-obem-proizvodstva-otechestvennogo-mashinostroeniya-vyros-na-17-intervyu-s-m-pshembaevym-10115818

[3] Там же

[4] http://government.kz/ru/news/interviews/po-itogam-10-mesyacev-t-g-obem-proizvodstva-otechestvennogo-mashinostroeniya-vyros-na-17-intervyu-s-m-pshembaevym-10115818

[5] http://government.kz/ru/news/reviews/avtomobilnaya-promyshlennost-kazahstana-kak-razvivaetsya-i-kakovy-perspektivy

[6] http://government.kz/ru/news/interviews/po-itogam-10-mesyacev-t-g-obem-proizvodstva-otechestvennogo-mashinostroeniya-vyros-na-17-intervyu-s-m-pshembaevym-10115818

[7] http://government.kz/ru/news/reviews/avtomobilnaya-promyshlennost-kazahstana-kak-razvivaetsya-i-kakovy-perspektivy

[8] http://government.kz/ru/news/interviews/po-itogam-10-mesyacev-t-g-obem-proizvodstva-otechestvennogo-mashinostroeniya-vyros-na-17-intervyu-s-m-pshembaevym-10115818

[9] http://government.kz/ru/news/reviews/avtomobilnaya-promyshlennost-kazahstana-kak-razvivaetsya-i-kakovy-perspektivy