Декабрь 23, 2020

Государственно-частное партнерство как способ развития инфраструктуры

1. Введение

2. Законодательство о государственно-частном партнерстве

3. Способы осуществления государственно-частного партнерства

4. Формы участия в государственно-частном партнерстве государственных органов.

5. Реализованные проекты в Казахстане на основе ГЧП

Введение

В последние годы необходимость в государственно-частном партнерстве (ГЧП) возникает в сферах, где именно государство несет ответственность за объекты общего пользования: транспортная, коммунальная, социальная инфраструктура, объекты культуры, памятники истории и архитектуры, а также ремонт, реконструкция и содержание объектов общего пользования, уборка территорий, жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение и многое другое.

Таким образом, ГЧП предоставляет возможность для государственных органов более эффективно взаимодействовать по развитию инфраструктуры путем разделения рисков и обязанностей по сравнению с традиционными государственными закупками.

Следует иметь ввиду, что ГЧП, в большинстве проектов, представляет собой средне- и долгосрочное взаимодействие государства и бизнеса. Основные признаки:

    — сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес;

    — взаимодействие сторон закрепляется на официальной, юридической основе;

   — взаимодействие сторон имеет равноправный характер;

    — ГЧП имеет чётко выраженную публичную, общественную направленность;

    — в процессе реализации проектов на основе ГЧП консолидируются, объединяются ресурсы и вклады сторон;

   — финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее определённых пропорциях.

В проектах ГЧП частный бизнес берет на себя обязательства по разработке, строительству, финансированию объектов и управлению ими в соответствии с параметрами и стандартами, установленными государством. Взамен частный сектор получает от государства оплату, размер которой зависит от достигнутых результатов (оказанных услуг). В ряде проектов эта оплата (или ее часть) будет получена из доходов от коммерческой эксплуатации объекта.

Несмотря на достоинства ГЧП на практике остаются проблемы связанные со сложными, комплексными соглашениями/контрактами, с участием нескольких сторон с различными интересами/мотивациями и стимулами, обусловливающее необходимость более совершенного общего руководства.

2. Законодательство о государственно-частном партнерстве

Законодательство Республики Казахстан в области государственно-частного партнерства основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из:

— Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть), принят Верховным Советом Республики Казахстан 27 декабря 1994 года, Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть) от 1 июля 1999 года № 409-I;

— Кодекс Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)»;

— Кодекс Республики Казахстан от 27 декабря 2017 года № 125-VI «О недрах и недропользовании»;

— Кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года № 375-V «Предпринимательский кодекс Республики Казахстан»;

— Закон Республики Казахстан от 31 октября 2015 года № 379-V «О государственно-частном партнерстве»;

— Закон Республики Казахстан от 7 июля 2006 года № 167-III «О концессиях»;

— Постановление Правительства Республики Казахстан от 6 ноября 2017 года № 710 «Об утверждении перечня объектов, не подлежащих передаче для реализации государственно-частного партнерства, в том числе в концессию»;

— Приказ и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 25 ноября 2015 года № 725 «О некоторых вопросах планирования и реализации проектов государственно-частного партнерства»;

— Распоряжение Премьер-Министра Республики Казахстан от 9 марта 2016 года № 15-р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации проектов государственно-частного партнерства по отраслям и регионам на 2016 — 2018 годы с расширением механизмов применения государственно-частного партнерства и частных инвестиций».

3. Способы осуществления государственно-частного партнерства

Государственно-частное партнерство по способу осуществления подразделяется на институциональное и контрактное.

Институциональное государственно-частное партнерство реализуется компанией государственно-частного партнерства в соответствии с договором государственно-частного партнерства.

Компания государственно-частного партнерства осуществляет свою деятельность в организационно-правовой форме акционерного общества либо товарищества с ограниченной ответственностью, в котором государственный партнер и частный партнер в совокупности обладают ста процентами голосующих акций (долей участия в уставном капитале).

В случае если государственный партнер и частный партнер предполагают создание компании государственно-частного партнерства в организационно-правовой форме товарищества с ограниченной ответственностью, то они вправе заключить договор государственно-частного партнерства в рамках учредительного договора товарищества с ограниченной ответственностью.

В случае, если государственный партнер и частный партнер предполагают создание компании государственно-частного партнерства в организационно-правовой форме акционерного общества, отношения между государственным партнером и частным партнером регулируются договором государственно-частного партнерства.

В иных случаях государственно-частное партнерство осуществляется по способу контрактного государственно-частного партнерства.

Контрактное государственно-частное партнерство реализуется посредством заключения договора государственно-частного партнерства, в том числе в следующих видах:

1) концессии;

2) доверительного управления государственным имуществом;

3) имущественного найма (аренды) государственного имущества;

4) лизинга;

5) договоров, заключаемых на разработку технологии, изготовление опытного образца, опытно-промышленное испытание и мелкосерийное производство;

6) контракта жизненного цикла;

7) сервисного контракта;

8) иных договоров, соответствующих признакам государственно-частного партнерства.

4. Формы участия в государственно-частном партнерстве государственных органов

Государственные органы участвуют в государственно-частном партнерстве в следующих формах:

1) предоставления земельных участков в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан;

2) предоставления права пользования объектами государственной собственности;

3) участия в создании и деятельности компании государственно-частного партнерства;

4) обеспечения инженерными и транспортными коммуникациями объекта государственно-частного партнерства;

5) иных формах, не противоречащих законодательству Республики Казахстан.

Меры государственной поддержки:

1) поручительства государства по инфраструктурным облигациям;

2) государственных гарантий по займам, привлекаемым для финансирования проектов государственно-частного партнерства;

3) передачи исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, принадлежащие государству;

4) предоставления натурных грантов в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

5) софинансирования проектов государственно-частного партнерства;

6) гарантии потребления государством определенного объема товаров, работ и услуг, производимых в ходе реализации проекта государственно-частного партнерства.

При этом, совокупный объем софинансирования проектов государственно-частного партнерства и компенсации инвестиционных затрат, направленных на возмещение расходов, связанных с созданием (реконструкцией) объекта государственно-частного партнерства, не может превышать стоимость создания и (или) реконструкции объекта государственно-частного партнерства.

5. Реализованные проекты в Казахстане на основе ГЧП

По данным Казахстанского центра государственно-частного партнерства[1] на 4 декабря 2020 г всего проектов составляет 1354, из них на стадии конкурса 293, реализовано 829, общий объем привлеченных и планируемых инвестиций 1 179,0 млрд. тенге.

Например, среди реализованных или планируемых проектов есть следующие проекты:

  • в сфере транспорта и инфраструктуры действующий проект «Строительство и эксплуатация автомобильной дороги «Большая Алматинская кольцевая автомобильная дорога», дата строительства с 31 мая 2018 по 31 декабря 2022;
  • в сфере транспорта и инфраструктуры действующий проект «Создание и эксплуатация автомобильного пункта пропуска «Нур жолы» и эксплуатация транспортного-логистического центра на участке автомобильной дороги «Алматы-Хоргос» международного транзитного коридора «Западная Европа – Западный Китай», дата строительства с 26 декабря 2017 по 22 июня 2018;
  • в сфере образования действует проект «Создание, внедрение и обеспечение функционирования автоматизированной информационной системы электронных журналов и дневников «Күнделік» период создания с 01 января 2016 по 31 июля 2016;
  • в сфере здравоохранения и социальных услуг «Строительство многопрофильной больницы на 630 коек в городе Туркестан 2020-2023»;
  • в сфере информации и связи «Обеспечение широкополосным доступом сельских населенных пунктов Республики Казахстан по технологии волоконно-оптических линий связи» 2018-2020.

[1] Реестр проектов // [электронный ресурс] /  https://kzppp.kz/projects / (дата обращения: 22.12.2020);