Сентябрь 7, 2022

Релокация бизнеса в Республику Казахстан (краткий обзор по ключевым моментам)

  1. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА

1.1. Постоянное учреждение, представительство/ филиал, дочерняя компания.

1.2. Основные плюсы и минусы форм присутствия иностранной компании в Казахстане

1.3. Контрактный режим недропользования

1.4. Понятие SPV

1.5. Прекращение регистрации в прежней юрисдикции и создание новой регистрации в новой юрисдикции

1.6. Понятие контролируемая иностранная компания

1.7. Регистрация в СЭЗ

1.8 Международный финансовый центр «Астана» — МФЦА

1.9. Астана Хаб (Astana Hub)

  1. ТРУДОВЫЕ ВОПРОСЫ

2.1. Дистанционная работа

2.2. Регулирование импорта труда

2.3. Визы и разрешения импортированных работников

III. НАЛОГОВЫЕ ВОПРОСЫ

3.1. ИНН, БИН

3.2. Специальные налоговые режимы

3.3. Налоги на деятельность

3.4. Порядок налогообложения выплат работникам

III. ТАМОЖЕННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ И ПОШЛИНЫ

 

I. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА.

1.1. Постоянное учреждение, представительство/ филиал, дочерняя компания.

На сегодняшний день в Казахстане существует масса механизмов ведения бизнеса, начиная от самостоятельной компании, заканчивая постоянными учреждениями (далее – «ПУ»), представительствами, филиалами и дочерними хозяйственными товариществами (далее – «ДП»). Первое и самое весомое различие между ПУ и представительством является то, что представительство не осуществляет хозяйственную или иную коммерческую деятельность, в то время как ПУ предполагает осуществление коммерческой деятельности иностранным предприятием. А именно, иностранные предприятия открывают представительство в целях представления, маркетинга и защиты своих интересов на территории Казахстана. Как только иностранное предприятие начнет совершать через представительство коммерческую деятельность, оно будет переквалифицировано в ПУ со всеми вытекающими из этого последствиями. Филиал наделяется более широкими полномочиями, нежели представительство. Так, филиал вправе осуществлять любую деятельность, регламентированную положением о филиале, но не выходя за рамки деятельности юридического лица.  В свою очередь, ДП в отличие от вышеупомянутых структур является юридическим лицом. Однако общий признак всех трех корпоративных структур заключается в том, что они в той или иной степени зависимы от другого (иностранного) предприятия.

1.1.1. Постоянное учреждение

ПУ по своей правовой природе — налоговый статус и создано именно с целью решения вопросов налогообложения иностранных юридических лиц. ПУ не является организационно-правовой формой согласно законодательству Казахстана, а соответственно не является самостоятельным субъектом гражданского оборота.

Постоянным учреждением нерезидента в Республике Казахстан признается одно из следующих мест деятельности, через которое нерезидент осуществляет предпринимательскую независимо от сроков осуществления такой деятельности:

1) любое место осуществления производства, переработки, комплектации, фасовки, упаковки и (или) поставки товаров;

2) любое место управления;

3) любое место геологического изучения недр, осуществления разведки, подготовительных работ к добыче полезных ископаемых и (или) добычи полезных ископаемых и (или) выполнения работ, оказания услуг по контролю и (или) наблюдению за разведкой и (или) добычей полезных ископаемых;

4) любое место осуществления деятельности (в том числе контрольной или наблюдательной), связанной с трубопроводом;

5) любое место осуществления деятельности, связанной с установкой, наладкой и эксплуатацией игровых автоматов (включая приставки), компьютерных сетей и каналов связи, аттракционов, а также связанной с транспортной или иной инфраструктурой;

6) место реализации товаров на территории Республики Казахстан, за исключением случаев реализации товаров на выставках и ярмарках;

7) любое место осуществления строительной деятельности и (или) строительно-монтажных работ, а также оказания услуг по наблюдению за выполнением этих работ;

8) место нахождения структурного подразделения юридического лица-нерезидента, за исключением представительства, осуществляющего деятельность, указанную в пункте;

9) место нахождения лица, осуществляющего посредническую деятельность в Республике Казахстан от имени нерезидента в соответствии с Законом Республики Казахстан «О страховой деятельности»;

10) место нахождения резидента-участника договора о совместной деятельности, заключенного с нерезидентом в соответствии с законодательством иностранного государства либо Республики Казахстан, в случае, если такая совместная деятельность осуществляется на территории Республики Казахстан.

Кроме того, постоянным учреждением нерезидента признается место оказания услуг, выполнения работ на территории Республики Казахстан, за исключением вышеуказанных мест, через работников или другой персонал, нанятый нерезидентом для таких целей, если деятельность такого характера продолжается на территории Республики Казахстан более ста восьмидесяти трех календарных дней с даты начала осуществления предпринимательской деятельности в рамках одного проекта или связанных проектов.

Юридическое лицо-нерезидент, осуществляющее деятельность через постоянное учреждение без открытия филиала, представительства, для регистрации в качестве налогоплательщика обязано в течение тридцати календарных дней с даты начала осуществления деятельности в Республике Казахстан подать в налоговый орган налоговое заявление о постановке на регистрационный учет с приложением нотариально засвидетельствованных копий документов.

ПУ ставится на учет по месту осуществления деятельности. Постановка на учет ПУ осуществляется по следующему порядку:

1-й этап: Представитель ПУ в течении тридцати календарных дней представляет в налоговый орган необходимые документы.

2-й этап: Налоговый орган в течение 3-х рабочих дней, изучив все документы, ставят на учет ПУ, а в случае несоответствия документов извещают об этом заявителя.

3-й этап: Налоговый орган выдает иностранному юридическому лицу, осуществляющему деятельность через ПУ, — справку о постановке на учет в налоговом органе.

К образованию постоянного учреждения нерезидента в Республике Казахстан не приводят следующие виды деятельности нерезидента, которые носят исключительно подготовительный или вспомогательный характер, не являются частью основных видов предпринимательской деятельности нерезидента и длятся не более трех лет:

1) использование любого места исключительно для целей хранения и (или) демонстрации товара, принадлежащего нерезиденту, без его реализации;

2) содержание постоянного места деятельности исключительно для целей закупки товаров для нерезидента без их реализации;

3) содержание постоянного места деятельности исключительно для сбора, обработки и (или) распространения информации, рекламы или изучения рынка товаров, работ, услуг, реализуемых нерезидентом.

При этом деятельность подготовительного и вспомогательного характера должна осуществляться для самого нерезидента, а не для третьих лиц.

1.1.2. Филиалы и представительства:

— не являются юридическими лицами, а представляют собой обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения;

— деятельность и полномочия регламентируются в утвержденных юридическим лицом положениями;

— руководители назначаются уполномоченным органом юридического лица и действуют на основании его доверенности;

— наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом.

Отличительная черта двух, казалось бы, одинаковых подразделений юридического лица заключается в наделенных полномочиях или функционале.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в том числе функции представительства.

Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее защиту и представительство интересов юридического лица, совершающее от его имени сделки и иные правовые действия, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.

Из этого следует, что филиал наделяется более широкими полномочиями, нежели представительство. Так, филиал вправе осуществлять любую деятельность, регламентированную положением о филиале, но не выходя за рамки деятельности юридического лица. Кроме того, на основании доверенности, выданной юридическим лицом, создавшим филиал, филиал вправе не только заключать от имени юридического лица договоры и иные сделки, представлять его интересы в суде и иных государственных и негосударственных органах, но и вести переговоры с потенциальными клиентами юридического лица. Иными словами, юридическое лицо совместно со своим филиалом преследуют единую цель – получение прибыли.

Представительство, по сравнению с филиалом, наделяется исключительно полномочием в представлении и защите интересов юридического лица, создавшего представительство. Так, представительство не вправе заниматься производственной или иной коммерческой деятельностью. Материально-техническое снабжение обеспечивается непосредственно головным офисом.

1.1.3. Компании-резиденты

Еще одной формой присутствия иностранной компании в Казахстане может быть учреждение юридического лица. Ниже мы приводим краткое описание популярных возможных форм юридического лица.

Акционерные общества (АО)

Акционерное общество представляет собой юридическое лицо, выпускающее акции с целью привлечения средств для осуществления своей деятельности. Риски акционеров ограничены стоимостью принадлежащих им акций.

Минимальный уставный капитал АО составляет 50 000-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом Республики Казахстан о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год (примерно 350 000 долларов США). Для формирования уставного капитала АО осуществляет выпуск акций и их государственную регистрацию в Агентстве по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.

Во всех АО в обязательном порядке создаются трехуровневая система органов управления:

—  Общее собрание акционеров / Единственный акционер (высший орган);

—   Совет директоров (орган, осуществляющее общее руководство, например, определение приоритетных направлений деятельности общества и стратегии развития общества или утверждение плана развития общества). Для рассмотрения наиболее важных вопросов и подготовки рекомендаций совету директоров в обществе должны быть созданы комитеты совета директоров;

 — Единоличный или коллегиальный исполнительный орган (орган, руководящий текущей деятельностью АО).

В АО предусмотрено отчетность и уведомления о совершении каких-либо существенных действий и (или) возникновении важных событий (финансовая отчетность, отчетность о размещении акций, уведомления о произошедших корпоративных событиях и т.п.). Финансовая отчетность АО подлежит обязательному внешнему аудиту, кроме всего прочего, это является обязательным условием выплаты дивидендов акционерам.

Законодательством Республики Казахстан предусмотрены случаи, когда юридическое лицо может быть создано только в определенной организационно-правовой форме. Так, например, только в форме АО создаются банки, страховые организации, инвестиционные фонды, авиакомпании, добровольные пенсионные фонды.

Товарищество с ограниченной ответственностью (ТОО)

ТОО является наиболее распространенной формой юридического лица в Казахстане (более 95% от общего количества всех юридических лиц). Государственная регистрация, корпоративные вопросы и процедуры утверждения сделок в ТОО менее сложны, чем в АО.

ТОО – это юридическое лицо, учрежденное одним или несколькими физическими (люди) или юридическими (компании) лицами, уставный капитал которого разделен на доли. Доли всех участников в уставном капитале и соответственно их доли в стоимости имущества ТОО (доля в имуществе) пропорциональны их вкладам в уставный капитал, если иное не предусмотрено учредительными документами. Обязательства участников и ТОО отделены друг от друга: ТОО не отвечает по обязательствам своих участников, а участники отвечают по обязательствам ТОО только в пределах стоимости внесенного ими вклада в уставный капитал.

Минимальный уставный капитал ТОО может равняться нулю, в случае если ТОО является субъектом малого предпринимательства. В остальных случаях минимальный уставный капитал составляет 100 месячных расчетных показателей – около 700 долларов США.

При продаже доли в уставном капитале ТОО третьим лицам участники должны учитывать преимущественное право покупки их доли другими участниками. Учредительными документами ТОО может быть установлено ограничение или условия отчуждения доли в ТОО лицам, не являющимся его участниками.

Учредителями ТОО могут быть как резиденты физические и юридические лица, так и нерезиденты физические и юридические лица.

В ТОО, в отличии от АО в обязательном порядке создается двухуровневая система органов управления:

— Общее собрание участников/Единственный участник (высший орган);

— Единоличный и/или коллегиальный исполнительный орган (орган, осуществляющий руководство текущей деятельностью ТОО).

Уставом ТОО может быть предусмотрено создание наблюдательного совета и (или) ревизионной комиссии (ревизора).

Исходя из нашего опыта, в абсолютном большинстве случаев, компания, которая только начинает свою деятельность в Казахстане, создает дочернюю компанию в форме ТОО или открывает филиалы или представительства.

Но в отличие от филиалов и представительств ТОО имеет определенные преимущества в части ответственности и налогового законодательства. Так, в случае с филиалом/представительством основная компания несет ответственность по обязательствам филиала/представительства, в отличие от ТОО. Также в части налогообложения, при соблюдении некоторых условий, например, участник владеет долей в ТОО более 3 лет, ТОО-резидент не имеет статуса недропользователя;  имущество участника-недропользователя в стоимости активов компании не превышает 50% на дату выплаты дивидендов, не подлежит уплате налог с дивидендов.

Нужно отметить, что ТОО является достаточно гибкой и не обременена необходимостью выполнения большого ряда контрольных мероприятий. И если по законодательству строго не требуется создание АО, то ТОО самая удобная организация бизнеса в Казахстане.

1.2. Основные плюсы и минусы форм присутствия иностранной компании в Казахстане

    Плюсы Минусы
1.      Представительство 1.    Не платит корпоративные налоги (налог на прибыль) (но платит только налоги на заработную плату с заработной платы сотрудников представительства, налог на имущество, применяемый к имуществу, которое представительство имеет для работы на территории Казахстана, а также может платить налоги со сделок купли-продажи, совершенных в ходе административной деятельности (предпринимательская деятельность не разрешена).

2.    Сотрудники-нерезиденты, если они должным образом оформлены, могут пользоваться теми же правами, что и местные граждане: приобретать и продавать недвижимость, пользоваться и управлять банковскими счетами в иностранной и местной валюте в местных банках.

3.    Все средства, хранящиеся на банковском счете представительства, должны быть средствами, предоставленными и депонированными материнским юридическим лицом. Такие средства, если они не будут израсходованы, могут быть легко переведены обратно в материнскую компанию.

4.    Может импортировать оборудование и товары для нужд представительства (автомобили, мебель, расходные материалы и т.д.), но не для продажи.

5.    Может нанимать иностранный и местный персонал.

1.    Не может заниматься каким-либо видом экономической деятельности, кроме указанной ниже.

2.    Любая деятельность, осуществляемая через представительство, может привести к возникновению постоянного учреждения для целей налогообложения юридического лица-нерезидента.

3.    Не может приносить доход.

4.    Единственное направление использования средств, полученных от материнской компании, — это административные нужды самого представительства (плюс маркетинг).

5.    Единственным разрешенным видом деятельности является маркетинг (сбор, обработка и распространение маркетинговых и рыночных данных и материалов, связанных с деятельностью материнской компании).

2.      Постоянное учреждение 1.    Не нужно платить все виды корпоративных налогов, а только налог на прибыль и таможенные пошлины.

2.    Пользуется упрощенной налоговой отчетностью.

3.    Может осуществлять платежи в иностранной валюте со счета за рубежом и, следовательно, нуждается в конвертации казахстанских тенге.

4.    Имеет возможность осуществлять платежи за пределами Казахстана.

5.    Может быть легко ликвидировано (без процедуры ликвидации).

1.              Могут возникнуть трудности с импортом рабочей силы (обычно это могут сделать только резиденты).

2.              Могут возникнуть трудности с ввозом оборудования (обычно ввоз может осуществляться исключительно резидентами).

3.      Резидентская компания (товарищество с ограниченной ответственностью (ТОО)) 1.    Компания должна иметь правовой статус, аналогичный местному (резидентскому) юридическому лицу, независимо от страны проживания материнской организации, режим регулирования тот же.

2.    Может заниматься любым видом экономической деятельности, не запрещенным законодательством КЗ.

3.    Компания может нанимать иностранный персонал (при условии получения необходимых разрешений)

1.    Компания платит те же местные налоги, что и любое другое местное юридическое лицо-резидент (с учетом определенных налоговых льгот и преференций).

2.    Инвесторам гарантируется свободный перевод средств в иностранной валюте в Республику Казахстан и из нее без каких-либо ограничений при условии уплаты налогов и платежей, включая конвертацию валюты для репатриации.

3. Валютные операции между резидентами Республики Казахстан запрещены.

 

1.3. Контрактный режим недропользования

Инвестор, желающий осуществлять деятельность по поиску, разведке месторождений и добыче полезных ископаемых в Казахстане может заключить Контракт на недропользование. При этом сторонами такого соглашения будут являться Республика Казахстан в лице компетентного органа и инвестор, осуществляющий вложение собственных, заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиски, разведку месторождений и добычу полезных ископаемых. Контракт на недропользование заключается для разведки и добычи или добычи углеводородов, а также для добычи урана. При этом инвестор для целей организации выполнения работ создать или определить юридическое лицо, действующее в качестве представителя недропользователя при проведении операций по недропользованию — оператор по контракту на недропользование, лицензиям на разведку или добычу твердых полезных ископаемых. Оператором не может быть назначено лицо, являющееся недропользователем по соответствующему контракту. Отношения между оператором и недропользователем регулируются соглашением между ними, заключаемым в простой письменной форме на срок, не превышающий срок контракта или лицензии на недропользование. О назначении оператора в сфере недропользования недропользователь письменно уведомляет компетентный орган. К такому уведомлению прилагается нотариально засвидетельствованная копия соглашения между оператором и недропользователем.

1.4. Понятие SPV

Проектная компания, или как она называется за рубежом Special Purpose Vehicle («SPV«) на практике создается только в рамках инвестиционной деятельности при заключении соглашений с государством. А именно, в законе о ГЧП существует понятие специальной проектной компании, а именно, это «юридическое лицо, исключительной целью которого является реализация проекта государственно-частного партнерства, учрежденное совместно государственным партнером и частным партнером, либо действующее юридическое лицо, единственными участниками которого являются государственный партнер и (или) частный партнер».

Компания государственно-частного партнерства осуществляет свою деятельность в организационно-правовой форме акционерного общества либо товарищества с ограниченной ответственностью, в котором государственный партнер и частный партнер в совокупности обладают ста процентами голосующих акций (долей участия в уставном капитале).

В случае если государственный партнер и частный партнер предполагают создание компании государственно-частного партнерства в организационно-правовой форме товарищества с ограниченной ответственностью, то они вправе заключить договор государственно-частного партнерства в рамках учредительного договора товарищества с ограниченной ответственностью.

В случае, если государственный партнер и частный партнер предполагают создание компании государственно-частного партнерства в организационно-правовой форме акционерного общества, отношения между государственным партнером и частным партнером регулируются договором государственно-частного партнерства.

1.5. Прекращение регистрации в прежней юрисдикции и создание новой регистрации в новой юрисдикции

Как было сказано выше в Казахстане нет механизма редомицилиации (миграции) бизнеса, который, в свою очередь, существует во многих западных юрисдикциях. А именно, инвестор не сможет перенести существующую компанию из одной юрисдикцию в Казахстан. Таким образом, у него есть только следующие способы квази переноса бизнеса:

—         ликвидация бизнеса в иной юрисдикции и открытие новой компании в Казахстане;

—         продолжение функционирования бизнеса в иной юрисдикции и его расширение на территорию Казахстана путем постановки на учет постоянного учреждения или открытия представительства, филиала, а также путем ведения бизнеса на трансграничной основе.

1.5.1. Понятие номинальной компании

По общему правилу, в Казахстане не разрешается наличие номинального (виртуального) адреса. Адрес юридического лица должен быть реальным. Можно использовать как нежилое помещение (офис), так и жилого помещения (квартира). Однако, при предоставлении квартиры или другого жилого помещения для использования его в качестве юридического адреса, должно быть нотариальное согласие собственника жилого помещения.

А также есть ряд ограничений для плательщиков НДС в отношении юридического адреса. Для целей регистрации юридических лиц, в качестве плательщика НДС следующие случаи, среди прочего, являются высоким уровнем налогового риска:

  1. налогоплательщик отсутствует по адресу государственной регистрации;
  2. при отсутствии собственного недвижимого имущества отсутствует арендуемое или безвозмездно используемое недвижимое имущество;
  3. адрес налогоплательщика совпадает с адресом номинального местонахождения. При этом адрес признается номинальным в случае, когда на одно юридическое лицо на основании права собственности или аренды либо безвозмездного пользования приходится площадь (офис) в среднем менее восемнадцати квадратных метров, используемая в административных целях.

Вышеуказанные критерии не являются основанием для запрета на осуществление предпринимательской деятельности, а лишь служат индикатором соответствия статусу плательщика НДС.

Понятий «номинальный директор» и «номинальный учредитель» законодательством не предусмотрено.

1.6. Понятие контролируемая иностранная компания

В целях налогообложения контролируемой иностранной компанией признается иностранное юридическое лицо, подпадающее одновременно под следующие условия:

1) такое лицо является одним из следующих лиц:

юридическим лицом-нерезидентом;

иной иностранной формой организации предпринимательской деятельности без образования юридического лица (далее — иная форма организации);

за исключением юридического лица-нерезидента и (или) иной формы организации, зарегистрированных или инкорпорированных или иным образом учрежденных в иностранном государстве, с которым вступил в силу международный договор, регулирующий вопросы избежания двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов, при условии, что номинальная ставка налога на прибыль в таком иностранном государстве составляет более 75 процентов от ставки корпоративного подоходного налога в Республике Казахстан.

2) на 31 декабря отчетного периода такое лицо отвечает одному из следующих условий:

25 и более процентов доли участия (голосующих акций) в лице прямо или косвенно, или конструктивно принадлежат юридическому или физическому лицу, являющемуся резидентом Республики Казахстан;

лицо связано с резидентом посредством контроля (в случае, если резидент имеет прямой или косвенный, или конструктивный контроль над лицом);

3) такое лицо отвечает одному из следующих условий:

эффективная ставка налога на прибыль юридического лица-нерезидента или иной формы организации составляет менее 10 процентов;

юридическое лицо-нерезидент или иная форма организации зарегистрированы или учредительный документ (документ о создании) которой зарегистрирован, или участник, на которого возложено ведение учета доходов и расходов или управление активами по такой иной форме организации, зарегистрирован в государстве с льготным налогообложением.

1.7. Регистрация в СЭЗ

Под специальной экономической зоной (далее — «СЭЗ») понимается часть территории Республики Казахстан с точно обозначенными границами, на которой действует специальный правовой режим специальной экономической зоны для осуществления приоритетных видов деятельности.

Чтобы стать участником СЭЗ, инвестор должен подготовить ряд документов и пройти установленные законом процедуры. Деятельность участника специальной экономической зоны осуществляется в соответствии с договором об осуществлении деятельности. Ниже приводится поэтапная инструкция для получения статуса участника СЭЗ.

Этап 1. Подготовка и подача инвестиционной заявки

Участнику СЭЗ необходимо заполнить заявление и приложить перечень документов установленных законодательством.

Заявление подается в управляющую компанию и регистрируется в установленном порядке.

В случае если юридическое лицо на момент подачи документов не является резидентом Республики Казахстан и не зарегистрировано в качестве налогоплательщика Республики Казахстан, то представляется копия справки об отсутствии государственной регистрации в качестве налогоплательщика в органах государственных доходов.

Иностранные юридические лица представляют легализованную выписку из торгового реестра или другой легализованный документ, удостоверяющий, что иностранное юридическое лицо является юридическим лицом по законодательству иностранного государства, с нотариально засвидетельствованным переводом на казахский и русский языки.

Этап 2. Рассмотрение Заявки

Управляющая компания специальной экономической зоны осуществляет проверку полноты пакета представленных документов.

При отборе проектов заявителей на осуществление деятельности в качестве участника СЭЗ преимущество на заключение договора об осуществлении деятельности имеют заявители, соответствующие основным критериям и хотя бы одному из дополнительных критериев, предусмотренных законодательством.

Этап 3. Подписание договора

Управляющая компания специальной экономической зоны в течение десяти рабочих дней с даты подачи заявления на осуществление деятельности в качестве участника специальной экономической зоны подписывает договор об осуществлении деятельности.

Этап 4. Информирование соответствующих госорганов

Управляющая компания специальной экономической зоны не позднее следующего рабочего дня с момента заключения договора об осуществлении деятельности направляет в единый координационный центр и органы государственных доходов копию договора об осуществлении деятельности и размещает информацию о заключении договора об осуществлении деятельности на интернет-ресурсе единого координационного центра.

1.8 Международный финансовый центр «Астана» — МФЦА

МФЦА — территория в пределах города Нур-Султана с точно обозначенными границами, определяемыми Президентом Республики Казахстан, в которой действует особый правовой режим в финансовой сфере

МФЦА имеет собственную юрисдикцию на основе английского права (аналоги МФЦА есть в Гонконге, Сингапуре и Дубай) и имеет задачу создать финансовый, экономический центр, который был бы максимально открыт внешнему миру, действовал по принятым на международном уровне и пользующимся высоким авторитетом нормам и принципам, и за счет этого привлекал инвестиции. На территории МФЦА действует суд и арбитражный центр, которые выносят свои решения, основанные на английском праве.

Регистрация – это создание юридического лица, в соответствии с действующим законодательством МФЦА или процесс признания других юридических лиц (открытие филиала) в МФЦА. Данный процесс проходит полностью онлайн на портале e-Residence.

Налоговый режим на территории МФЦА устанавливается Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговым кодексом), за исключением изъятий, предусмотренных статьей 6 Конституционного Закона Республики Казахстан «О Международном финансовом центре «Астана». Согласно статьи 6, регулируемая деятельность («Regulated Activities»), рыночная деятельность («Market Activities») и вспомогательные услуги («Ancillary Services») освобождены от КПН, налогов на имущество и земельного налога.

Дополнительно, физические и юридические лица освобождаются от уплаты индивидуального и корпоративного подоходного налогов по доходам:

  • от прироста стоимости при реализации акций участников или долей участия в уставных капиталах компаний, зарегистрированных в МФЦА;
  • в виде дивидендов по акциям или по долям участия в уставных капиталах компаний, зарегистрированных в МФЦА.

Другие преимущества МФЦА:

  • отсутствие требований к минимальному размеру уставного капитала для частных компаний;
  • гибкий учет прав на акции компаний (возможность ведения реестра акционеров частных компаний самостоятельно);
  • возможность выпуска компаниями акций разных классов;
  • отсутствие права преимущественной покупки акций компаний (определяются акционерами самостоятельно), возможность заключения акционерного договора;
  • отсутствие жесткого регулирования одобрения сделок, что позволяет рассматривать указанные вопросы компанией самостоятельно (отражение условий в уставе);
  • гибкость подхода к полномочиям органов управления частных компаний (открытый перечень, свобода определения их в уставе);
  • Законодательство МФЦА о фондах, трастах и частных фондах также соответствует общепризнанным принципам;
  • Возможность редомицилироваться на территорию МФЦА из любой юрисдикции (где также предусмотрены положения о редомициляции);
  • Не требуется минимальный размер инвестиций на территории МФЦА;
  • Акционеры не могут нести ответственность за долги и обязательства Частной компании в МФЦА. Ответственность акционера не превышает уровня инвестированного акционерного капитала

1.9. Астана Хаб (Astana Hub)

Astana Hub – это международный технопарк IT-стартапов. Здесь создаются условия для свободного развития казахстанских и зарубежных технологических компаний.

Участниками Astana Hub могут стать компании, реализующие деятельность в рамках Перечня приоритетных видов деятельности, утвержденного Приказом Министра цифрового развития, оборонной и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 11 апреля 2019 года № 37/НҚ.

Требования к заявителю:

— заявитель обязательно должен являться юридическим лицом, а именно ТОО или ЧК (зарегистрированным в МФЦА), зарегистрированным на территории Казахстана.

— компания, заявленная на регистрацию, должна осуществлять деятельность и получать доход только в рамках Перечня приоритетных Видов Деятельности

Будучи зарегистрированными в качестве участников Astana Hub компании получают:

* налоговые льготы;

* упрощенный порядок привлечения иностранных работников;

* полезный нетворкинг с IT-community (более 700 компаний-участников), PR-поддержка, возможность привлечения инвестиций и выхода на международный рынок, участие в образовательных и бизнес программах, аренда рабочих мест в павильонах Технопарка по программе Hub Space.

Согласно принципу экстерриториальности компания-участник может находится в любом городе Казахстана, привязки к г.Нур-Султан или к Технопарку нет.

Участник Технопарка имеет встречное обязательство по уплате Технопарку сборов в размере 1 % от ежеквартального дохода (выручка), полученного за предшествующий̆ квартал от реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг. Данное обязательство возникает с даты регистрации в качестве участника.

Заявка на регистрацию в качестве участника Технопарка подается онлайн в электронном формате на портале Astana Hub (https://astanahub.com/l/registration) с прикреплением необходимых документов (правоустанавливающие документы на компнанию + бизнес-план).

Особое внимание необходимо уделить  бизнес-плану, так как это основной документ заявки. На его основании Комиссией будет приниматься решение о регистрации в качестве участника Технопарка.

Бизнес-план оформляется в произвольном формате (презентация или документ), который помимо описания самого проекта, должен в обязательном порядке содержать 15 пунктов, согласно перечня сведений, необходимых к описанию в бизнес-плане проекта.

Срок регистрации напрямую связан со сроком реализации проекта, поэтому его нужно отразить в бизнес-плане. Срок реализации проекта должен совпадать с выбранным сроком регистрации. В случае отсутствия этой информации в бизнес-плане, Члены Комиссии по отбору участников могут определить лишь минимальный срок регистрации (1 год).

Срок рассмотрения заявки: от 10 до 15 рабочих дней (3 недели).

  • 5 дней: проверка на полноту сведений сотрудниками Технопарка;

При наличии замечаний, заявка будет отправлена на доработку;

  • 10 дней: рассмотрение и принятие решения о регистрации Комиссией по отбору участников.

Решение Комиссией принимается путем голосования и считается принятым, если за него подано большинство голосов от общего числа членов Комиссии.

II. ТРУДОВЫЕ ВОПРОСЫ

2.1. Дистанционная работа

Согласно действующему трудовому кодексу, по инициативе работника или работодателя по соглашению сторон может устанавливаться дистанционная работа или комбинированная дистанционная работа.

Работодатель, принимающая сторона обеспечивают работника необходимыми для выполнения трудовых обязанностей оборудованием, объектами информатизации в соответствии с законодательством Республики Казахстан об информатизации, услугами связи и иными средствами. Работодатель несет расходы по их установке и обслуживанию.

В случае, когда работник для выполнения трудовых обязанностей использует собственные оборудование, объекты информатизации в соответствии с законодательством Республики Казахстан об информатизации и иные средства, а также несет расходы по оплате услуг связи, работодателем выплачивается компенсация, размер, порядок и срок выплаты которой устанавливаются по соглашению с работником.

По соглашению сторон работнику, занятому на дистанционной работе, могут возмещаться и иные обоснованные расходы, в том числе стоимость электроэнергии, связанные с выполнением работы для работодателя, принимающей стороны.

Для работников, занятых на дистанционной работе, устанавливается фиксированный учет рабочего времени с соблюдением ограничений ежедневной продолжительности рабочего времени, особенности контроля за которым определяются в трудовом договоре или в акте работодателя. Работник в пределах рабочего времени должен находиться в режиме доступности для связи с работодателем, принимающей стороной.

При дистанционной работе, когда выполнение работы не может быть зафиксировано работодателем, принимающей стороной конкретным временем, рабочее время отмечается в документе по учету рабочего времени как выполнение объема работ, установленного трудовым договором, актом работодателя.

По соглашению сторон трудового договора для работников, занятых на дистанционной работе, может устанавливаться режим гибкого рабочего времени.

При режиме гибкого рабочего времени устанавливаются:

1) фиксированное рабочее время;

2) гибкое (переменное) рабочее время, в течение которого работник вправе по своему усмотрению выполнять трудовые обязанности;

3) учетный период.

Учетным периодом при гибком рабочем времени признается период, в пределах которого должна быть соблюдена в среднем установленная для данной категории работников продолжительность рабочего времени.

Учетный период при гибком рабочем времени не может превышать шесть месяцев.

2.2. Регулирование импорта труда

В целом отсутствуют какие-либо ограничения для ввоза иностранной рабочей силы, особенно для специалистов руководящего уровня.

Иммигранты, временно пребывающие в Республике Казахстан, не допускаются к осуществлению трудовой деятельности без соответствующих разрешений.

Иммигранты, прибывающие с целью осуществления трудовой деятельности, делятся на следующие категории:

1) иностранные работники – иммигранты:

прибывшие для самостоятельного трудоустройства по профессиям, востребованным в приоритетных отраслях экономики (видах экономической деятельности);

привлекаемые работодателями для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан, в том числе прибывшие в рамках внутрикорпоративного перевода;

2) бизнес-иммигранты – иммигранты, прибывшие с целью осуществления предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

 3) сезонные иностранные работники – иммигранты, привлекаемые на работу работодателями на срок не более одного года для выполнения сезонных работ, которые в силу климатических или иных природных условий выполняются в течение определенного периода (сезона), согласно перечню профессий, утверждаемому уполномоченным органом по вопросам миграции населения по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими руководство соответствующей сферой государственного управления;

4) трудовые иммигранты – иммигранты, прибывшие в Республику Казахстан в качестве домашних работников с целью выполнения работ (оказания услуг) у работодателей – физических лиц в домашнем хозяйстве на основании разрешения трудовому иммигранту.

Привлечение иностранной рабочей силы, а также осуществление трудовой деятельности иммигрантами, временно пребывающими в Республике Казахстан, осуществляются на основании разрешения местного исполнительного органа в пределах квоты.

Трудящиеся-мигранты из государств-членов Евразийского экономического союза и члены их семей въезжают в Республику Казахстан без виз, а также пребывают и выезжают из Республики Казахстан без виз в течение девяноста календарных дней со дня пересечения Государственной границы Республики Казахстан.

Привлечение иностранной рабочей силы, а также осуществление трудовой деятельности иммигрантами, временно пребывающими в Республике Казахстан, осуществляются на основании разрешения местного исполнительного органа в пределах квоты, устанавливаемой уполномоченным органом по вопросам миграции населения, если иное не предусмотрено законодательством Республики Казахстан в области миграции населения и/или международными договорами Республики Казахстан, ратифицированными Республикой Казахстан.

2.3. Визы и разрешения импортированных работников

2.3.1. Уведомительный порядок

Иммигранты въезжают в Республику Казахстан и выезжают из Республики Казахстан через пункты пропуска на Государственной границе Республики Казахстан, открытые для международного и пассажирского сообщения, по паспортам или заменяющим их документам.

Принимающие лица (например, гостиницы, арендодатели квартир, собственники квартир) информируют органы внутренних дел о пребывающих у них иммигрантах в течение трех рабочих дней со дня их прибытия. Такое уведомление можно сделать посредством электронного портала egov.kz. https://vmp.gov.kz/ru/services/notice-service .

Разрешенный срок пребывания иммигрантов в Республике Казахстан заканчивается      для граждан государств-участников Евразийского экономического союза – по истечении девяноста календарных дней со дня пересечения Государственной границы Республики Казахстан, для иммигрантов, прибывших в Республику Казахстан в порядке, не требующем получения визы, – по истечении тридцати календарных дней, для иммигрантов, оформивших разрешение на временное проживание, – по истечении срока действия данного разрешения, для иммигрантов, прибывших на основании визы на въезд в Республику Казахстан, – по истечении срока визы.

Следует помнить, что за несоблюдение вышеуказанных требований, предусмотрена административная ответственность по законодательству РК.

2.3.2. Разрешения

Разрешение на временное проживание (РВП) выдается с целью пребывания в Республике Казахстан на более чем разрешенный срок пребывания иммигрантов и оформляется на основании обращений:

1) физических лиц, к которым иммигранты прибыли с целью воссоединения семьи;

2) физических и юридических лиц, заключивших с иммигрантом в установленном законодательством порядке трудовой договор;

3) организаций образования, реализующих образовательные программы общего среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования, в том числе по организованным программам обмена обучающихся и прохождения подготовительных курсов, зачисливших иммигрантов на очную форму обучения;

4) организаций здравоохранения, в которых иммигранты находятся на стационарном лечении;

5) религиозных организаций, в которых иммигранты в установленном законодательством порядке осуществляют миссионерскую деятельность;

6) местных исполнительных органов – иммигрантам, прибывшим с целью осуществления предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством Республики Казахстан (бизнес-иммигрантам).

Для получения РВП необходимо обратиться в отдел внешней иммиграции Управления миграционной полиции с перечнем необходимых документов.

Например, для тех, кто заключил трудовой договор, необходимо предоставить следующие документы:

1) Заявление-анкета;

2) свидетельство о государственной регистрации юридического лица;

3) Трудовой договор (в случае, если нет трудового договора с руководителем, то приказ);

4) ИИН;

5) Договор аренды жилья либо нотариальное заверенное согласие собственника жилья на проживание;

6) Паспорт (оригинал);

7) Доверенность на представителя, если документы подает представитель.

2.3.3. Визы (получение)

В зависимости от цели пребывания иностранных граждан в Казахстане, существует несколько категорий виз: с целью возвращения на историческую родину; с целью воссоединения семьи; с целью получения образования; с целью осуществления трудовой деятельности; по гуманитарным и политическим мотивам.

Для осуществления предпринимательской деятельности актуальными категориями виз являются инвесторские, деловые визы и визы на работу. Данные визы могут выдаваться как на однократные, так и многократные поездки.

Инвесторские визы

Инвесторская виза выдается руководителям и/или заместителям руководителей и/или руководителям структурных подразделений юридических лиц, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Республики Казахстан.

Члены семей инвестора вправе осуществить въезд на территорию Казахстана, также, на основании инвесторской визы.

Многократные инвесторские визы (А5) выдаются сроком до 5 лет и позволяют пребывать в Казахстане в течение всего периода действия визы. Однократные инвесторские визы (А5) выдаются сроком до 90 суток и позволяют пребывать в Казахстане в течение всего периода действия визы.

Виза выдается:

заграничными учреждениями Республики Казахстан, Министерством иностранных дел Республики Казахстан на основании приглашения; или

Иинистерством внутренних дел Республики Казахстан – на основании ходатайства приглашающей стороны при наличии ходатайства уполномоченного органа Республики Казахстан по инвестициям.

Деловые визы

Деловые визы выдаются иностранным гражданам для следующих деловых целей:

участие в конференциях, симпозиумах, форумах, выставках, концертах, культурных, научных, спортивных и других мероприятиях, участие в совещании, в организации круглых столов, выставок, собраний, сопровождение гуманитарной помощи, чтение лекций и ведение занятий в учебных заведениях, а также участие в программах молодежных, студенческих и школьных обменов, за исключением обучения в образовательных учреждениях Республики Казахстан (В1);

монтаж, ремонт и техническое обслуживание оборудования и оказание консультационных или аудиторских услуг (В2);

проведение переговоров, заключения контрактов, учредителям или совету директоров (В3);

осуществление международных автомобильных перевозок (В4);

членами экипажей самолетов регулярных и чартерных авиарейсов, не имеющим соответствующее удостоверение Международной организации гражданской авиации (ИКАО), являющимся членами поездных бригад, являющимся членами экипажей морских и речных судов (В5).

Выдача деловой визы осуществляется при наличии приглашения принимающего лица и указания Министерства внутренних дел. Деловую визу, также, можно получить в упрощенном порядке – достаточно письменное обращение иностранного гражданина.

Виза выдается:

заграничными учреждениями Министерства иностранных дел; или

в Казахстане – Министерством иностранных дел на срок до 1 года, и, как правило, позволяют пребывать в Казахстане до 30 суток (при каждом въезде).

Визы на работу

Виза на работу выдается бизнес-иммигрантам и иностранным гражданам, прибывающим в Казахстан с целью осуществления трудовой деятельности.

Для получения иностранным гражданином визы на работу требуется наличие у приглашающей стороны (работодателя) разрешения на привлечение иностранной рабочей силы либо наличие у самого иностранца разрешения на трудоустройство.

Исключение составляют отдельные категории иностранцев и лиц без гражданства (перечень устанавливается законодательством Республики Казахстан), для осуществления трудовой деятельности которых на территории Казахстана получение такого разрешения не требуется. В частности, к ним относятся лица, работающие первыми руководителями филиалов или представительств иностранных юридических лиц, а также первыми руководителями казахстанских юридических лиц и их заместителями со стопроцентной долей иностранного участия в уставном капитале.

Виза выдается заграничными учреждениями Министерства иностранных дел (а в случае отсутствия таковых – специально уполномоченными представителями Республики Казахстан) сроком до 1 года или на срок действия разрешения на привлечение иностранной рабочей силы с правом последующего продления (продление осуществляется путем выдачи органами внутренних дел новой визы).

Виза выдается на основании приглашения.

Приглашение на въезд в Республику Казахстан по частным делам подается не ранее, чем за 1 год и не позднее, чем за 5 рабочих дней до предполагаемой даты въезда получателя виз в Республику Казахстан.

Ходатайство или вербальная нота подается не ранее, чем за 90 календарных дней и не позднее, чем за 5 рабочих дней до предполагаемой даты въезда получателя виз в Республику Казахстан.

Срок рассмотрения приглашения составляет не более 3 рабочих дней при оказании услуги в электронном виде и не более 5 рабочих дней – в бумажном виде – со дня подачи обращения.

Сроки оформления виз не превышают 5 рабочих дней. При обращении через портал — 30 минут.

Уплаченные суммы консульских сборов возврату не подлежат.

По истечении 5 рабочих дней, в консульском загранучреждении РК иностранцу выдается виза РК. В случаях, предусмотренных законодательством РК, иностранцу может быть отказано в выдаче визы РК.

Документы:

Визовая анкета на получение визы с цветной, либо черно-белой фотографией размером 3,5 х 4,5 сантиметров;

При оформлении визы в загранучреждении РК или международном аэропорту Республики Казахстан номер, дата приглашения, зарегистрированного в МВД РК или МИД РК (номер и дату выдачи приглашения получателю визы сообщает приглашающая сторона), или ходатайство получателя категории виз, предусмотренных пунктом 25 Правил;

Действительный дипломатический, служебный, заграничный паспорт иностранного государства, либо иной документ, удостоверяющий личность;

Оригинал платежных документов, подтверждающих уплату консульского сбора или государственной пошлины;

Дополнительные документы, необходимые для получения визы в соответствии с приложением 1 к Правилам.

Электронная виза

Электронная виза (деловая, туристская и на лечение) оформляется на основании действующего приглашения казахстанской стороны, оформленного в подразделениях миграционной службы МВД Республики Казахстан в установленном порядке.

Иностранцы могут прибывать/убывать на территорию/с территории Республики Казахстан с использованием действительной электронной визы только через пункты пропуска международных аэропортов Республики Казахстан.

Электронные визы оформляются гражданам 109 государств.

Электронная виза действует только для получателя визы и не распространяется на сопровождающих лиц.

Паспорт, предоставляемый получателем визы, должен удовлетворять следующим критериям:

1) не вызывать сомнений в подлинности и принадлежности его владельцу, содержать отметок о продлении, оговорок, записей, подчисток и исправлений, вырванных или расшитых страниц;

2) иметь не менее 2 чистых страниц;

3) срок его действия истекать не ранее 3 месяцев с даты окончания срока действия запрашиваемой визы;

4) не должен иметь отметок о продлении срока действия.

Принимающие лица информируют органы миграционной службы о пребывающих у них иностранных граждан в течение трех рабочих дней со дня их прибытия.

Процедура оформления электронной визы

для получения электронной визы необходимо зарегистрироваться на сайте Визово-миграционного портала (www.vmp.gov.kz);

после регистрации ознакомиться с требованиями получения электронной визы;

ввести номер приглашения (номер приглашения направляется приглашающей стороной в Республике Казахстан) и заполнить необходимые паспортные данные;

оплатить консульский сбор;

распечатать электронную визу (виза формируется в личном кабинете);

предъявить распечатанную электронную визу при прохождении паспортного контроля в международных аэропортах городов Нур-Султан и Алматы.

III. НАЛОГОВЫЕ ВОПРОСЫ

3.1. ИНН, БИН

При постановке на учет в налоговых органах (при возникновении налоговых обязанностей) каждому налогоплательщику присваивается единый на всей территории Республики Казахстан идентификационный номер налогоплательщика, и его учетные данные вносятся в Единый реестр налогоплательщиков Республики Казахстан. Идентификационный номер присваивается посредством подачи документов через ЦОН (центры обслуживания населения) непосредственно нерезидентом либо по нотариально заверенной доверенности представителем.

ИИН (индивидуальный идентификационный номер) — уникальный номер, формируемый для физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность в виде личного предпринимательства.

БИН (бизнес-идентификационный номер) — уникальный номер, формируемый для юридического лица (филиала и представительства) и индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность в виде совместного предпринимательства.

3.2. Специальные налоговые режимы

В Казахстане наряду с общеустановленным налоговым режимом действуют следующие виды специального налогового режима для бизнеса:

Специальные налоговые режимы для субъектов малого бизнеса, включающие в себя:

1) специальный налоговый режим на основе патента;

2) специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации;

3) специальный налоговый режим с использованием фиксированного вычета;

Специальный налоговый режим на основе патента применяется при следующих условиях:

не используется труд наемных работников;

доход за год не превышает 3 528-кратный размер МРП. (около 20 600 долларов США).

Ставка ИПН составляет 1%, к доходу, полученному за налоговый период. Предусмотрена возможность предоставления налоговой отчетности от одного месяца до года.

Упрощенная декларация применяется при следующих условиях:

среднесписочная численность работников за полугодие не превышает 30 человек;

доход за полугодие не превышает 24 038-кратный размер МРП (около 150 000 долларов США).

Ставка ИПН составляет 3% от дохода (без учета расходов). Налоговая отчетность предоставляется 1 раз в полугодие.

В упрощенной декларации отражаются подлежащие уплате в бюджет суммы индивидуального подоходного налога с доходов, а также отражаются ИПН с доходов, облагаемых у источника выплаты, и социальные платежи, как за самого ИП, так и с работников.

При этом в доход не включаются доходы в пределах 70 048-кратного размера МРП (около 420 000 долларов США), полученные ИП путем безналичных расчетов с обязательным применением трехкомпонентной интегрированной системы.

Использование фиксированного вычета возможно при соблюдении следующих условий:

среднесписочная численность работников за год не превышает 50 человек;

доход за год не превышает 144 184-кратный размер МРП (около 880 000 долларов США).

Предусмотрен дополнительный фиксированный вычет в размере 30% от суммы совокупного годового дохода, без подтверждающих документов (при соответствии определенным условиям), а также, помимо вычета по расходам на оплату труда, предусмотрено уменьшение налогооблагаемого дохода на 100% от фонда оплаты труда.

3.3. Налоги на деятельность

3.3.1. НДС

Плательщиками налога на добавленную стоимость являются:

1) лица, по которым произведена постановка на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость в Республике Казахстан:

индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой;

юридические лица-резиденты, за исключением государственных учреждений и государственных учебных заведений среднего образования;

нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через структурные подразделения;

2) лица, импортирующие товары на территорию Республики Казахстан в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан;

3) иностранные компании, при осуществлении ими электронной торговли товарами, оказании услуг в электронной форме физическим лицам.

Ставка налога на добавленную стоимость составляет 12 процентов и применяется к размеру облагаемого оборота и облагаемого импорта.

Минимальный порог для обязательной регистрации в качестве плательщика НДС составляет 61 260 000 тенге (примерно 134 000 долларов США).

НДС при импорте товаров

Облагаемым импортом являются товары, ввозимые или ввезенные на территорию государств-членов ЕАЭС (за исключением освобожденных от налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 399 НК РК), подлежащие декларированию в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан.

В соответствии с налоговым законодательством, если импорт на территорию Казахстана производится с территории стран ЕАЭС, он подлежит обложению НДС по стандартной ставке 12%.

При этом неважно, стоит ли импортер на учете в качестве плательщика НДС, или нет –обязанность по уплате налога в этом случае у него возникает по умолчанию. Исключение –товары, освобожденные от НДС. Так, освобождается от налога на добавленную стоимость импорт некоторых товаров, предусмотренных налоговым законодательством (например, банкноты и монеты национальной и иностранной валюты, товары, ввозимые в качестве гуманитарной помощи, импортируемые в рамках гарантийного обслуживания, предусмотренного договором (контрактом), лекарственные препараты при соблюдении условий и др).

Также от уплаты НДС освобождается импорт сырья и (или) материалов в составе транспортных средств и (или) сельскохозяйственной техники, а также их компонентов, помещенных под таможенную процедуру свободного склада или свободной таможенной зоны специальной экономической зоны «Qyzyljar» юридическим лицом в рамках заключенного специального инвестиционного контракта с уполномоченным органом по заключению специальных инвестиционных контрактов. Юридическое лицо, заключившее специальный инвестиционный контракт с уполномоченным органом вправе применить освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость при импорте товаров в составе готовой продукции, произведенной на территории специальной экономической зоны или свободного склада.

Освобождение от уплаты НДС по импорту товаров, подлежащих таможенному декларированию в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан, с помещением под таможенную процедуру, предусматривающую освобождение от уплаты налогов, осуществляется в порядке, установленном таможенным законодательством Республики Казахстан. Например, товары, помещенные под таможенную процедуру таможенный транзит, таможенный склад, переработка на таможенной территории, свободной таможенной зоны, свободного склада.

Что касается импорта услуг, то НДС платят только налогоплательщики, состоящие на учете по НДС и только в том случае, если местом оказания этих услуг будет территория Республики Казахстан.

НДС при экспорте товаров

Касательно НДС на экспорт товаров из Казахстана, то может применяться нулевой налог на добавленную стоимость, если экспортер подтвердит соответствующее право, подав в фискальный орган соответствующие документы в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров.

Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов налогоплательщиком государства-члена таможенного союза, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы (их копии):

1) договоры (контракты), на основании которых осуществляется экспорт товаров; договоры (контракты) лизинга, договоры (контракты) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей); договоры (контракты) на изготовление товаров; договоры (контракты) на переработку давальческого сырья;

2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера;

3) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме Приложения 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов, с отметкой налогового органа государства-члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств);

4) транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена таможенного союза на территорию другого государства-члена таможенного союза. Указанные документы не представляются в случае, если для отдельных видов перемещения товаров оформление таких документов не предусмотрено законодательством государства-члена таможенного союза;

5) иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС, предусмотренные законодательством государства — члена таможенного союза, с территории которого экспортированы товары.

3.3.2. Корпоративный подоходный налог

Плательщиками корпоративного подоходного налога являются:

юридические лица-резиденты Республики Казахстан, за исключением государственных учреждений и государственных учебных заведений среднего образования;

юридические лица-нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение или получающие доходы из источников в Республике Казахстан.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Конвенции об устранении двойного налогообложения термин «постоянное учреждение» означает место деятельности, через которое полностью или частично осуществляется предпринимательская деятельность предприятия.

Объектами обложения корпоративным подоходным налогом являются:

1) налогооблагаемый доход;

2) доход, облагаемый у источника выплаты;

3) чистый доход юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение;

4) облагаемый доход контролируемых иностранных компаний и постоянных учреждений контролируемых иностранных компаний, за исключением зарегистрированных в государствах с льготным налогообложением;

5) облагаемый доход контролируемых иностранных компаний и постоянных учреждений контролируемых иностранных компаний, зарегистрированных в государствах с льготным налогообложением.

Основная ставка – 20 %.

По ставке 10 % облагается доход юридических лиц-производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства);

По ставке 15 % облагается доходы, облагаемые у источника выплаты, за исключением доходов нерезидентов из источников в Республике Казахстан

Юридическое лицо-нерезидент, осуществляющее деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение также производит уплату корпоративного подоходного налога на чистый доход в бюджет по месту нахождения постоянного учреждения.

Чистый доход юридического лица-нерезидента от деятельности в Республике Казахстан через постоянное учреждение облагается корпоративным подоходным налогом на чистый доход по ставке 15 %.

Из доходов физического лица, подлежащих налогообложению, исключаются следующие виды доходов

дивиденды, при одновременном выполнении следующих условий:

на день начисления дивидендов налогоплательщик владеет акциями или долями участия, по которым выплачиваются дивиденды, более трех лет;

юридическое лицо-резидент, выплачивающее дивиденды, не является недропользователем в течение периода, за который выплачиваются дивиденды;

имущество лиц (лица), являющихся (являющегося) недропользователями (недропользователем), в стоимости активов юридического лица-резидента, выплачивающего дивиденды, на день выплаты дивидендов составляет не более 50 процентов.

3.3.3. Налог на имущество

Плательщиками налога на имущество являются:

1) юридические лица, имеющие объект налогообложения на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления на территории Республики Казахстан;

2) индивидуальные предприниматели, имеющие объект налогообложения на праве собственности на территории Республики Казахстан;

3) концессионер, имеющий на праве владения, пользования объект налогообложения, являющийся объектом концессии в соответствии с договором концессии;

4) лица, указанные в статье 518 НК РК.

Юридические лица исчисляют налог на имущество по ставке 1,5 процента к налоговой базе. Налоговой базой является среднегодовая балансовая стоимость объектов налогообложения, определяемая по данным бухгалтерского учета.

Налог на имущество по ставке 0,5 процента к налоговой базе исчисляют следующие плательщики:

1) индивидуальные предприниматели;

2) юридические лица, применяющие специальный налоговый режим на основе

3) субъекты социального предпринимательства.

3.4. Порядок налогообложения выплат работникам

Доходы работников компании подлежат налогообложению у источника выплаты. Виды выплат и налогов: обязательные пенсионные взносы, индивидуальный подоходный налог, взносы и отчисления на обязательное социальное медицинское страхование, социальные отчисления и социальный налог. Часть этих платежей удерживается с выплат работнику, другую часть работодатель оплачивает за свой счет.

Виды платежей и налогов на работников:

  • Обязательные пенсионные взносы (ОПВ, ставка – 10%)
  • Индивидуальный подоходный налог (ИПН, ставка -10%, предусмотрены вычеты)
  • Взносы на обязательное социальное медицинское страхование (ВОСМС, ставка 2%)
  • Отчисления на обязательное социальное медицинское страхование (ООСМС, ставка 3%)
  • Социальный налог (ставка 9%, предусмотрены вычеты)
  • Социальные отчисления (ставка 3,5%, предусмотрены вычеты)

III. ТАМОЖЕННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ И ПОШЛИНЫ

В рамках Евразийского экономического союза ее членам (Казахстан, Россия, Беларусь, Армения и Кыргызстан) обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Территории этих стран в рамках союза составляют единую таможенную территорию, на которой действуют единые таможенные правила, основные аспекты которых предусмотрены Договором о Евразийском экономическом союзе и Таможенным кодексом Евразийского экономического союза. Кодекс Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» (далее — Кодекс) был принят на основании Таможенного кодекса ЕАЭС.

В Казахстане применяется 17 таможенных процедур:

1) выпуск для внутреннего потребления;

2) экспорт;

3) таможенный транзит;

4) таможенный склад;

5) переработка на таможенной территории;

6) переработка вне таможенной территории;

7) переработка для внутреннего потребления;

8) свободная таможенная зона;

9) свободный склад;

10) временный ввоз (допуск);

11) временный вывоз;

12) реимпорт;

13) реэкспорт;

14) беспошлинная торговля;

15) уничтожение;

16) отказ в пользу государства;

17) специальная таможенная процедура.

К таможенным платежам, налогам относятся:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС;

4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС;

5) таможенные сборы.

К таможенным сборам относятся:

1) таможенный сбор за таможенное декларирование товаров, что составляет 20 000 тенге за одну декларацию независимо от количества декларируемых товаров;

2) таможенный сбор за таможенное сопровождение. Ставка сбора составляет от 4000 тенге до 321000 тенге в зависимости от расстояния;

3) таможенный сбор за принятие предварительного решения, что составляет 32000 тенге.

При таможенной очистке товаров в РК подлежат уплате следующие таможенные платежи:

  • ввозные таможенные пошлины при импорте товаров. Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса, объем или иная характеристика);
  • вывозные таможенные пошлины при экспорте товаров. Вывозные таможенные пошлины установлены только для небольшого перечня товаров (нефть и некоторые нефтепродукты, лом черных металлов, шерсть, необработанные шкуры овец и другие);
  • налог на добавленную стоимость (НДС) на импорт. Ставка НДС на импорт в Казахстане составляет 12%. В некоторых случаях предоставляется освобождение от уплаты НДС на импорт.

В размер облагаемого НДС импорта включаются таможенная стоимость импортируемых товаров, с учётом законодательства о трансфертном ценообразовании, а также суммы налогов и таможенных платежей, подлежащих уплате в бюджет при импорте товаров в РК, за исключением НДС на импорт;

  • акцизы на отдельные товары. Подакцизными товарами являются спирт, алкогольная продукция, табачные изделия, изделия с нагреваемым табаком, никотиносодержащие жидкости для использования в электронных сигаретах, бензин (за исключением авиационного), дизельное топливо, сырая нефть, газовый конденсат, некоторые транспортные средства, лекарственные средства в форме спиртосодержащей продукции медицинского назначения и другие товары. Ставки акцизов устанавливаются Налоговым кодексом РК или Правительством РК (в зависимости от вида товаров).

Экспорт товаров из Казахстана облагается НДС по нулевой ставке при условии подтверждения факта вывоза товаров.