Ноябрь 16, 2020

Возобновляемая энергетика в Казахстане

Возобновляемая энергетика является неотъемлемой частью энергетики, развивающейся в Казахстане в контексте общей национальной политики. А именно, к 2020 году в Казахстане намерены довести долю возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в общем объеме производства электроэнергии до 3%, к 2030 году – до 10% и к 2050 году доля ВИЭ по прогнозам аналитиков может составить до половины энергетического баланса страны. Тем самым, государство предпринимает активные меры в реализации перспективных проектов в данной отрасли. Мы рассмотрим:

1.СПЕКТР ПРОВОДИМЫХ И ЗАПЛАНИРОВАННЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ВИЭ

2.ОСОБЕННОСТИ ОТРАСЛИ ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГЕТИКИ

3.ПРЕИМУЩЕСТВА ОТРАСЛИ ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГЕТИКИ В КАЗАХСТАНЕ И ИСХОДЯЩИЙ ИЗ НИХ БИЗНЕС ИНТЕРЕС ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ИНВЕСТОРА

 1.СПЕКТР ПРОВОДИМЫХ И ЗАПЛАНИРОВАННЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ВИЭ

  1. Солнечная энергетика

Потенциально возможная выработка солнечной энергии оценивается в 2,5 млрд. кВт/ч в год.

Несмотря на то, что Казахстан расположен в северных широтах, потенциал солнечной радиации на территории республики достаточно значителен (составляя 1,3-1,8 тыс. кВт/ч на 1 кв. м в год, количество солнечных часов в году – 2,2-3 тыс.). При этом солнечная энергия может использоваться не только для выработки электроэнергии, но и тепла, что обуславливает возможность точечного внедрения солнечных установок, в том числе и районах, отдаленных от центрального электро- и теплоснабжения[1].

При этом, значительным потенциалом, обусловленным количеством солнечных дней в году, обладает юг Казахстана. Так, по различным оценкам, запуск объектов альтернативной энергетики закроет 30% потребности Туркестанской области в электроэнергии и частично снизит ее дефицит.

Солнечные электростанции строятся в Сарыагашском (мощностью 20 МВт), Мактааральском (4,95 МВт) и Сузакском (50 МВт) районах Туркестанской области, а также в городах Арысь (14 МВт) и Кентау (50 МВт). Суммарная мощность пяти солнечных проектов и двух проектов малых ГЭС, которые сейчас тоже на этапе строительства, – 95 МВт. Уже запущенные в Туркестанской области объекты ВИЭ, по данным областного управления энергетики и ЖКХ, дают пока всего около 6,5 МВт. К 2025 году в регионе должно быть 13 ВИЭ-проектов общей мощностью 148,8 МВт[2].

На севере и востоке Казахстана за 2019 год введено в общей сложности порядка 6 солнечных электростанций различной мощности от 30 до 100 МВТ.

Российская группа компаний «Хевел», по итогам аукциона получила право на строительство и в 2019–2020 годах намерены построить объекты солнечной генерации мощностью 70 МВт в Южном Казахстане. В группу входят известные «Ренова» и «Роснано», которые выступают не просто как монтажники импортных батарей, а сами являются производителями солнечных модулей, строят и эксплуатируют солнечные электростанции, ведут научно-исследовательскую деятельность в области солнечной энергетики[3].

В городе Сарани Карагандинской области Solamet/GoldbekSolar ведет строительство крупнейшей в Центральной Азии солнечной электростанции мощностью 100 МВт.

Евразийский банк развития (ЕАБР) и ТОО «КВ Enterprises» (дочерняя структура группы компаний «Хевел») подписали договор на открытие долгосрочной мультивалютной кредитной линии в размере 65,2 млн евро для финансирования проекта строительства солнечной электростанции (СЭС) установленной мощностью 100 МВт в Акмолинской области, об этом центру деловой информации Kapital.kz сообщили в пресс-службе банка.

Ввод СЭС в эксплуатацию запланирован на 2020 год. Электростанция сможет вырабатывать и поставлять в энергосистему Казахстана порядка 150 млн кВт/ч «зеленой» энергии в год, что позволит улучшить структуру электроснабжения региона[4].

  1. Ветряная энергетика

В республике наиболее значительным из всех ВИЭ является потенциал ветроэнергии. Теоретический возможный потенциал оценивается от 0,929 до 1,82 млрд. кВт/ч в год. Экономически возможный — 3 млрд. кВтч в год.

Сопоставив оценки ветрового потенциала с объемами потребления энергии в Республике, можно увидеть, что одна только ветрогенерация может дать электричества в 10 — 20 раз больше, чем необходимо Казахстану). В настоящее время реализована мизерная часть этого потенциала.

Перспективными районами для развития ветроэнергетики являются Алматинская область, это – Джунгарские ворота, Шелекский коридор, Акмолинская (Ерейментау), Жамбылская (Кордай) области и другие регионы. Исследования, проведенные в рамках проекта Программы развития ООН по ветроэнергетике, показывают наличие в ряде районов Казахстана общей площадью около 50 тыс. кв. км среднегодовой скорости ветра более 6 м/с. Это делает их привлекательными для развития ветроэнергетики. Наиболее значительными являются ветроэнергетические ресурсы Джунгарского коридора (17 тыс. кВт/ч на кв. м)[5].

26 марта 2020 года компания «Эни» через свое дочернее предприятие, осуществляющее деятельность в сфере развития возобновляемых источников энергии, ТОО ArmWind, приступила к промышленной эксплуатации ветроэлектростанции Бадамша, расположенной на северо-западе Казахстана в Актюбинской области. Ветровая электростанция Бадамша мощностью 48 МВт будет ежегодно обеспечивать регион электроэнергией в объеме 198 ГВтч, при этом будут предотвращены выбросы углекислого газа, равные 172 000 тонн в год[6].

В целом, к 2020 году в Казахстане планируется строительство 33 ветряных электростанций мощностью 1 737 МВт. В Алматинской области будут введены в эксплуатацию четыре ветряные электростанции, в том числе две в Чиликском коридоре и две в районе Джунгарских ворот.

  1. Гидроэнергетика

В настоящее время запланировано к реализации в ближайшие годы нескольких крупнейших проектов ГЭС: Мойнакской ГЭС установленной мощностью 300 МВт, Кербулакской ГЭС – 49,5 МВт, Булакской ГЭС – 68,25 МВт.

2.ОСОБЕННОСТИ ОТРАСЛИ ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГЕТИКИ

  1. Государственное управление в использовании ВИЭ

Согласно Закону РК от 04.07.09 No. 165-IV «О поддержке использовании возобновляемых источников энергии» государственное управление в использовании возобновляемых источников энергии осуществляется Правительством РК, Министерством энергетики РК, а также органами государственной власти на местах.

А именно, в полномочия Правительства входит:

  • разработка основных направлений государственной политики в области использования возобновляемых источников энергии;
  • утверждение правил определения фиксированных тарифов и предельных аукционных цен;
  • утверждение фиксированных тарифов.

В свою очередь, Министерство энергетики в сфере ВИЭ осуществляет:

  • государственную политику в области поддержки использования возобновляемых источников энергии;
  • разрабатывает и утверждает технические регламенты в области использования возобновляемых источников энергии и вносит предложения по совершенствованию национальных стандартов в области проектирования, строительства, эксплуатации и техники безопасности объектов по использованию возобновляемых источников энергии для производства электрической и (или) тепловой энергии;
  • разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты в области использования возобновляемых источников энергии;
  • утверждает план размещения объектов по использованию возобновляемых источников энергии с учетом целевых показателей развития сектора возобновляемых источников энергии;
  • разрабатывает и утверждает правила формирования плана размещения объектов по использованию возобновляемых источников энергии;
  • утверждает целевые показатели развития сектора возобновляемых источников энергии;
  • разрабатывает и утверждает порядок перерасчета и перераспределения расчетно-финансовым центром соответствующей доли электрической энергии на квалифицированного условного потребителя по итогам календарного года;
  • согласовывает квалифицированным условным потребителям вид возобновляемых источников энергии, объем мощности и месторасположение объекта по использованию возобновляемых источников энергии в соответствии с планом размещения объектов по использованию возобновляемых источников энергии и техническими возможностями единой электроэнергетической системы Республики Казахстан;
  • разрабатывает и утверждает правила организации и проведения аукционных торгов, включающие квалификационные требования, предъявляемые к участникам аукциона, содержание и порядок подачи заявки, виды финансового обеспечения заявки на участие в аукционе и условия их внесения и возврата, порядок подведения итогов и определения победителей;
  • определяет организатора аукционных торгов;
  • определяет сроки проведения аукционных торгов, планируемые величины мощности по видам возобновляемых источников энергии, предполагаемые зоны (районы) расположения объектов по использованию возобновляемых источников энергии в соответствии с планом размещения объектов по использованию возобновляемых источников энергии;
  • утверждает предельные аукционные цены;
  • утверждает порядок и осуществляет мониторинг за использованием возобновляемых источников энергии;
  • разрабатывает и утверждает порядок и сроки определения ближайшей точки подключения к электрическим или тепловым сетям и подключения объектов по использованию возобновляемых источников энергии;
  • разрабатывает и утверждает типовой договор о подключении объектов по использованию возобновляемых источников энергии, а также порядок и сроки его заключения;
  • разрабатывает и утверждает правила формирования и использования резервного фонда;
  • разрабатывает и утверждает правила централизованной покупки и продажи расчетно-финансовым центром электрической энергии, произведенной объектами по использованию возобновляемых источников энергии, соответствующие типовые формы договоров расчетно-финансового центра с энергопроизводящими организациями, использующими возобновляемые источники энергии, условными потребителями и квалифицированными условными потребителями;
  • разрабатывает правила определения фиксированных тарифов, разрабатывает и утверждает правила определения тарифа на поддержку возобновляемых источников энергии;
  • разрабатывает и утверждает правила формирования перечня энергопроизводящих организаций, использующих возобновляемые источники энергии, и размещает его на своем интернет-ресурсе;
  • определяет расчетно-финансовый центр;
  • утверждает правила функционирования балансирующего рынка электрической энергии;
  • разрабатывает и утверждает правила предоставления адресной помощи индивидуальным потребителям;
  • координирует взаимодействие государственных органов, субъектов частного предпринимательства и субъектов научной и научно-технической деятельности по развитию и использованию возобновляемых источников энергии;
  • осуществляет международное сотрудничество в области использования возобновляемых источников энергии.

Более того, Министерство энергетики:

  • реализует государственную политику в области поддержки использования возобновляемых источников энергии;
  • осуществляет контроль за подключением объектов по использованию возобновляемых источников энергии к электрическим или тепловым сетям энергопередающих организаций в соответствии с законодательством Республики Казахстан об электроэнергетике.
  • В свою очередь, органы государственной власти на местах в сфере ВИЭ:
  • согласовывают размещаемые на подведомственной территории проекты строительства объектов по использованию возобновляемых источников энергии для производства тепловой энергии, поставляемой в систему централизованного теплоснабжения;
  • резервируют и предоставляют земельные участки для строительства объектов по использованию возобновляемых источников энергии в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан и планом размещения объектов по использованию возобновляемых источников энергии;
  • предоставляют адресную помощь индивидуальным потребителям.

б)    Обязанности участников производства, передачи и покупки электрической энергии, производимой объектами по использованию возобновляемых источников энергии

Энергопередающие организации, к сетям которых подключены объекты по использованию возобновляемых источников энергии, обязаны ежемесячно представлять расчетно-финансовому центру определенные на основании показаний приборов коммерческого учета электрической энергии сведения об объемах электрической энергии, поставленной объектами по использованию возобновляемых источников энергии в их сети.

Условные потребители обязаны[7]:

  • ежегодно заключать договоры с расчетно-финансовым центром на покупку электрической энергии, произведенной энергопроизводящими организациями, использующими возобновляемые источники энергии, в соответствии с типовой формой и оплачивать не позднее тридцати календарных дней после завершения месяца поставки;
  • ежемесячно предоставлять расчетно-финансовому центру информацию о прогнозных объемах выработки, отпуска в сети, по ставки энергопередающим организациям или приеме из-за пределов Республики Казахстан электрической энергии за десять календарных дней до месяца поставки;
  • квалифицированные условные потребители обязаны ежегодно заключать договоры с расчетно-финансовым центром на покупку электрической энергии, произведенной энергопроизводящими организациями, использующими возобновляемые источники энергии, в соответствии с типовой формой;
  • ежегодно к двадцатому декабря направлять в расчетно-финансовый центр информацию о прогнозных объемах выработки, отпуска в сети, поставки энергопередающим организациям электрической энергии на предстоящий год.

Расчетно-финансовый центр[8] обязан

  • покупать в порядке, установленном настоящим Законом, у энергопроизводящих организаций, использующих возобновляемые источники энергии, электрическую энергию, произведенную объектами по использованию возобновляемых источников энергии и поставленную ими в единую электроэнергетическую систему Республики Казахстан, по фиксированному тарифу, действующему на дату заключения договора купли-продажи между расчетно-финансовым центром и энергопроизводящей организацией, использующей возобновляемые источники энергии, с учетом индексации, предусмотренной Законом, и оплачивать не позднее пятнадцати рабочих дней после окончания срока оплаты, установленного для условных потребителей;
  • покупать в порядке, установленном настоящим Законом, у энергопроизводящих организаций, использующих возобновляемые источники энергии, электрическую энергию, произведенную объектами по использованию возобновляемых источников энергии и поставленную ими в единую электроэнергетическую систему Республики Казахстан, по аукционным ценам, определенным по итогам проведенных аукционных торгов, с учетом индексации, предусмотренной пунктом 2 статьи 8-1 настоящего Закона, и оплачивать не позднее пятнадцати рабочих дней после окончания срока оплаты, установленного для условных потребителей;
  • продавать в порядке, установленном настоящим Законом, электрическую энергию, купленную у энергопроизводящих организаций, использующих возобновляемые источники энергии, условным потребителям по тарифу на поддержку возобновляемых источников энергии в соответствии с зоной потребления электрической энергии;
  • определять прогнозируемые на год вперед затраты на поддержку использования возобновляемых источников энергии в расчете на один киловатт-час электрической энергии, произведенной из всех видов возобновляемых источников энергии и поставленной в единую электроэнергетическую систему Республики Казахстан, и публиковать соответствующую информацию на своем интернет-ресурсе не позднее пятнадцатого января прогнозируемого года;
  • заключать договоры купли-продажи электрической энергии с энергопроизводящими организациями, использующими возобновляемые источники энергии, поддержка которых осуществляется в соответствии с настоящим Законом, и включенными уполномоченным органом в перечень энергопроизводящих организаций, использующих возобновляемые источники энергии, сроком на пятнадцать лет.

Обязанности энергопроизводящих организаций

  • ежемесячно предоставлять расчетно-финансовому центру информацию о прогнозных объемах выработки, отпуска в сети электрической энергии за десять календарных дней до месяца поставки;
  • ежемесячно предоставлять расчетно-финансовому центру информацию о фактических ежесуточных объемах выработки, отпуска в сети электрической энергии не позднее пятого числа месяца, следующего за месяцем поставки;
  • ежегодно к двадцатому декабря направлять в расчетно-финансовый центр информацию о прогнозных объемах выработки, отпуска в сети электрической энергии на предстоящий год с разбивкой по месяцам;
  • представлять региональной электросетевой компании и (или) системному оператору суточные и месячные (за десять календарных дней до начала месяца) графики поставки электрической энергии;
  • обеспечивать соблюдение суточных графиков производства электрической энергии в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
  • Энергопроизводящие организации, использующие возобновляемые источники энергии с установленной мощностью не менее одного мегаватта, обязаны соблюдать заданные системным оператором режимы работы генерирующих установок электростанции в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
  • Гидроэлектростанции, оснащенные водохранилищами, обязаны осуществлять внутрисуточное регулирование выработки электрической энергии в соответствии с распоряжениями системного оператора при осуществлении централизованного оперативно-диспетчерского управления единой электроэнергетической системой Республики Казахстан в рамках водного режима, утверждаемого уполномоченным органом в области использования и охраны водного фонда.
  • Все энергопроизводящие организации, использующие возобновляемые источники энергии, включая энергопроизводящие организации, входящие в состав квалифицированного условного потребителя, обязаны иметь автоматизированную систему коммерческого учета на своем объекте по использованию возобновляемых источников энергии. Автоматизированная система коммерческого учета должна иметь возможность дистанционной передачи данных в региональные диспетчерские центр.
  1. ПРЕИМУЩЕСТВА ОТРАСЛИ ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГЕТИКИ В КАЗАХСТАНЕ И ИСХОДЯЩИЙ ИЗ НИХ БИЗНЕС ИНТЕРЕС ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ИНВЕСТОРА

а) Льготы и преференции

Инвестиционные преференции: общая информация

Производство, передача и распределение электроэнергии включены в перечень приоритетных видов деятельности по инвестиционному законодательству как для реализации «обычных» инвестиционных проектов, так и для инвестиционных приоритетных проектов.

Условием предоставления налоговых и таможенных преференций по заявке в рамках производства ВИЭ будет являться подача заявки по инвестиционному проекту, предусматривающему инвестиции в создание новых, расширение и обновление действующих производств, и заключение инвестиционного контракта с Комитетом по инвестициям Министерства иностранных дел РК в установленном порядке.

В данной сфере по производству, передаче и распределению электроэнергии ВИЭ инвестор может претендовать на предоставление следующих льгот по инвестиционному проекту и инвестиционному приоритетному проекту:

— освобождение от таможенных пошлин;

— государственные натурные гранты.

По так называемому инвестиционному приоритетному проекту предоставляются следующие преференции:

— преференции по налогам;

— инвестиционная субсидия.

Более детально инвестиционные преференции рассмотрены ниже.

РФЦ

Для привлечения инвестиций в сектор «зеленой экономики» Законом о ВИЭ предусмотрены меры государственной поддержки по закупке электроэнергии единым закупщиком в лице расчетно-финансового центра (РФЦ), созданного при АО «Казахстанская компания по управлению электрическими сетями «KEGOC».

При заключении договора покупки с РФЦ инвесторам гарантируется покупка всего объема энергии ВИЭ по аукционным ценам в течение пятнадцати лет. При этом, начиная со второго года выработки электроэнергии аукционные цены ежегодно индексируются в размере 70% на изменение курса тенге к конвертируемым валютам и 30% на индекс потребительских цен.

Выгодность заключения договора с РФЦ обусловлена независимостью от регулирующих органов, стабильностью договорных отношений, предоставлением возможности продления в случае задержки сроков введения в эксплуатацию ВИЭ на один год, при условии завершения строительства объекта ВИЭ не менее 70% и возможность по передаче споров сторон на рассмотрение в Международный арбитражный центр Международного финансового центра «Астана» (МФЦА) по праву Казахстана. Положения об условиях заключения договора покупки электроэнергии и его типовая форма регламентированы Приказом Министра энергетики Республики Казахстан № 164 от 2 марта 2015 года.

Аукционные торги

Механизм государственной поддержки сектора ВИЭ до февраля 2018 года был основан на применении практики фиксированных тарифов на покупку электроэнергии, вырабатываемой ВИЭ. Введение фиксированных тарифов было необходимой мерой для становления сектора возобновляемой энергетики в стране, привлечения в отрасль инвестиций и служило гарантией возврата вложенных финансовых ресурсов в реализацию проектов ВИЭ.

Начиная с 2018 года, так называемые фиксированные тарифы, действовавшие ранее, были замещены процедурой аукционных торгов по отбору эффективных проектов по строительству новых объектов по использованию ВИЭ.

Привлекательность аукционных торгов заключается в формировании рыночных конкурентных цен на электрическую энергию, производимую объектами ВИЭ, и прозрачности процесса закупа альтернативной энергии на электронной площадке.

Иные меры поддержки

Кроме того, государство обеспечивает следующие меры поддержки[9]:

  • производители ВИЭ освобождаются от оплаты услуг за передачу электроэнергии от ВИЭ;
  • финансовое урегулирование дисбалансов от ВИЭ осуществляет РФЦ;
  • производителям ВИЭ предоставляется приоритетная диспетчеризация при передаче электрической энергии;
  • энергопередающая организация не вправе отказать в подключении объекта ВИЭ по причине неготовности сети;
  • затраты на реконструкцию и расширение сети несет энергопередающая организация;
  • для проведения аукционов по отбору проектов ВИЭ резервируются земельные участки и точки подключения к сети.

Также:

  • Не требуется лицензии для производства ВИЭ. Однако покупка электроэнергии для перепродажи требует лицензии.
  • Новые и реконструированные объекты, использующие ВИЭ, имеют право на беспрепятственный и не дискриминационный доступ к ближайшей точке подключения к электрическим или тепловым сетям энергопередающих организаций.

Детальная информация по инвестиционным преференциям

Освобождение от таможенных пошлин предоставляется казахстанским юридическим лицам, осуществляющим инвестиционные проекты по инвестиционному контракту с МИР:

— при импорте технологического оборудования и комплектующих к нему предоставляется на срок действия инвестиционного контракта, но не более 5 лет с момента регистрации инвестиционного контракта;

— при импорте запасных частей к технологическому оборудованию, сырья и/или материалов предоставляется сроком до 5 лет в зависимости от объема инвестиций в фиксированные активы и в случае соответствия инвестиционного проекта перечню приоритетных видов деятельности, утверждаемому Правительством РК.

Таможенный орган должен быть уведомлен о решении МИР о предоставлении освобождения от таможенных пошлин в течение 5 рабочих дней.

Государственные натурные гранты

Инвестору могут быть предоставлены правительством следующие натурные гранты: земельные участки, здания, сооружения, машины и оборудование, вычислительная техника, измерительные и регулирующие приборы и устройства, транспортные средства (за исключением легкового автотранспорта), производственный и хозяйственный инвентарь.

Такие гранты предоставляются во временное безвозмездное пользование либо во временное безвозмездное землепользование с последующей безвозмездной передачей в собственность или землепользование.

Максимальный размер государственного натурного гранта, оцененного по его рыночной стоимости, не должен превышать 30% от объема инвестиций в фиксированные активы казахстанского юридического лица. При превышении такого порога грантополучатель имеет право получить запрашиваемое имущество с оплатой разницы между его оценочной стоимостью и максимальным размером государственного натурного гранта.

МИР предоставляет государственные натурные гранты по согласованию с соответствующим уполномоченным органом по государственному имуществу и/или земельному управлению и органами местного самоуправления.

Преференции по налогам

Преференции по налогам предоставляются казахстанским юридическим лицам, реализующим инвестиционные приоритетные проекты. Виды преференций по налогам:

— уменьшение суммы исчисленного корпоративного подоходного налога на 100%;

— применение коэффициент 0 к ставкам земельного налога;

— исчисление налога на имущество по ставке 0 процента к налоговой базе.

Инвестиционным контрактом устанавливается срок действия каждого вида преференций по налогам, но не более предельного срока их применения в соответствии с Налоговым кодексом.

Инвестиционная субсидия

Инвестиционная субсидия предоставляется в виде возмещения до 30% фактических затрат на строительно-монтажные работы и приобретение оборудования без учета НДС и акцизов, но не превышающих стоимость затрат, предусмотренных пред проектной документацией, имеющей заключение государственной экспертизы.

График и годовые выплаты инвестиционной субсидии устанавливаются в рамках инвестиционного контракта путем распределения инвестиционной субсидии равными долями на период в зависимости от объема инвестиций и рентабельности инвестиционного приоритетного проекта, но не менее трех лет после ввода производства в эксплуатацию и до прекращения действия инвестиционного контракт.

                                               ***************************

[1] https://www.unece.org/fileadmin/DAM/energy/se/pdfs/gee21/projects/Study_KZ.pdf

[2] https://kursiv.kz/news/otraslevye-temy/2019-05/kak-v-turkestanskoy-oblasti-razvivaetsya-solnechnaya-energetika

[3] https://express-k.kz/news/resursy/kazakhstanskaya_energetika_uspeshno_zeleneet-131307

[4] https://kapital.kz/finance/82480/yeabr-vydelil-65-mln-yevro-na-stroitel-stvo-solnechnoy-elektrostantsii.html

[5] https://www.unece.org/fileadmin/DAM/energy/se/pdfs/gee21/projects/Study_KZ.pdf

[6] https://spaq.kz/images/April_2020_compressed.pdf

[7] энергопроизводящие организации, использующие уголь, газ, нефтепродукты и ядерное топливо;

  • участники рынка электрической энергии, приобретающих электрическую энергию из-за пределов Республики Казахстан;
  • ГЭС с установками, расположенными в одном гидроузле, суммарной мощностью свыше 35 мегаватт.

[8] Товарищество с ограниченной ответственностью «Расчетно-финансовый центр по поддержке возобновляемых источников энергии».

[9] https://rfc.kegoc.kz/media/docs/709/5da6e44957b79.pdf