Ноябрь 6, 2020

Порядок нотаризации и легализации (апостилирования) документов в Республике Казахстан

1. Нормативные правовые акты Республики Казахстан, регулирующие порядок нотаризации и легализации документов

2. Правовое положение нотариусов и компетентные органы, осуществляющие легализацию (апостилирование) документов

3. Сделки, подлежащие нотариальному удостоверению

4. Порядок нотариального удостоверения сделок с недвижимым имуществом

5. Процедура легализациии апостилирования документов

 1. Нормативные правовые акты Республики Казахстан, регулирующие порядок нотаризации и легализации документов

Законодательство Республики Казахстан о нотариате и в сфере легализации (апостилирования) основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из следующих нормативных правовых актов:

В сфере нотариата:

Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть), принят Верховным Советом Республики Казахстан 27 декабря 1994 года, Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть) от 1 июля 1999 года № 409-I, определяющие, что нотариальное удостоверение сделки означает проверку законности сделки, в том числе наличия у каждой из сторон права на ее совершение, а также отдельные сделки, требующие нотариального удостоверения.

Кодекс Республики Казахстан от 26 декабря 2011 года № 518-IV «О браке (супружестве) и семье».

Кодекс Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» в части определения ставок государственных пошлин за совершение нотариальных действий, освобождение от уплаты государственной пошлины при совершении нотариальных действий.

Кодекс этики нотариуса (принят XII Съездом Представителей территориальных нотариальных палат Республики Казахстан 9 ноября 2018 года), представляющий собой свод общих принципов профессиональной личной и корпоративной этики, основных правил поведения, этических обязанностей нотариуса перед лицами, которые обращаются к нему за совершением нотариальных действий, коллегами по профессии, нотариальной палатой, органами государственной власти и местного самоуправления, общественностью, средствами массовой информации.

Закон Республики Казахстан от 14 июля 1997 года № 155-I «О нотариате», определяющий организационные и правовые основы деятельности нотариата.

Закон Республики Казахстан от 11 июня 2003 года № 435-II «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности частных нотариусов», устанавливающий обязанность частного нотариуса возместить вред, причиненный в результате совершения нотариальных действий.

Закон Республики Казахстан от 26 июля 2007 года № 310-III «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество», устанавливающий требования к электронной регистрации нотариусом прав на недвижимое имущество.

Правила совершения нотариальных действий нотариусами, утвержденные Приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 31 января 2012 года № 31.

Правила по нотариальному делопроизводству, утвержденные приказом Министра юстиции Республики Казахстан 31 января 2012 года № 32, устанавливающие единый порядок ведения нотариального делопроизводства, электронного реестра в Единой нотариальной информационной системе.

В сфере легализации:

Закон Республики Казахстан от 30 декабря 1999 года N 11-II «О присоединении Республики Казахстан к Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов» (далее – Гаагская конвенция).

Консульский устав Республики Казахстан, утвержденный Указом Президента Республики Казахстан от 25 апреля 2016 года № 240.

Правила легализации документов, утвержденные Приказом и.о. Министра иностранных дел Республики Казахстан от 6 декабря 2017 года № 11-1-2/576.

2. Правовое положение нотариусов и компетентные органы, осуществляющие легализацию документов

Нотариат в Республике Казахстан — это правовой институт по оказанию квалифицированной юридической помощи, обеспечивающий защиту прав и законных интересов физических, юридических лиц путем совершения нотариальных действий.

Правом совершать нотариальные действия обладают:

1) нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах (государственные нотариусы), и нотариусы, занимающиеся частной практикой (частные нотариусы);

2) должностные лица аппаратов акимов городов районного значения, поселков, сел, сельских округов, уполномоченные на совершение нотариальных действий;

3) лица, исполняющие консульские функции от имени Республики Казахстан;

4) иные лица, уполномоченные законом о нотариате на совершение нотариальных действий.

Легализация документов осуществляется:

1) на территории Республики Казахстан – Департаментом консульской службы Министерства иностранных дел Республики Казахстан;

2) за пределами Республики Казахстан – загранучреждениями Республики Казахстан.

В качестве организаций, обладающих полномочиями по проставлению апостиля, определены следующие государственные органы:

1)  Министерство юстиции РК;

2) Министерство образования и науки РК;

3) Министерство внутренних дел РК;

4) Комитет информации и архивов Министерства культуры и информации РК;

5) Комитет по судебному администрированию при Верховном Суде РК;

6) Министерство финансов РК;

7) Генеральная Прокуратура РК;

8) Министерство обороны РК.

3. Сделки, подлежащие нотариальному удостоверению

В случаях, установленных законами Республики Казахстан или соглашением сторон, письменные сделки считаются совершенными только после их нотариального удостоверения.

Несоблюдение требования о нотариальном удостоверении влечет ничтожность сделки с последствиями, предусмотренными в Гражданском Кодексе.

Если сделка, требующая нотариального удостоверения, фактически исполнена сторонами или одной из сторон, по своему содержанию не противоречит законодательству и не нарушает прав третьих лиц, суд по заявлению заинтересованной стороны вправе признать сделку действительной. В этом случае, последующее нотариальное удостоверение сделки не требуется.

Обязательному нотариальному удостоверению подлежат следующие сделки:

1) доверенность на право управления чужим имуществом, согласно пункту 2 статьи 167 Гражданского кодекса;

2) доверенности на право совершения представителем сделок, в свою очередь, требующих нотариального удостоверения, согласно пункту 2 статьи 167 Гражданского кодекса;

3) доверенности, выдаваемые в порядке передоверия, согласно пункту 2 статьи 169 Гражданского кодекса;

4) сделки об отчуждении доли участников – физических лиц в уставном капитале хозяйственных товариществ согласно пункту 2 статьи 59 Гражданского кодекса;

5) договор ренты, согласно статье 518 Гражданского кодекса;

6) завещание, согласно статье 1050 Гражданского кодекса;

7) брачный договор, согласно пункту 2 статьи 40 Кодекса о браке (супружестве) и семье»;

8) соглашения об уплате алиментов, согласно статье 158 Кодекса РК «О браке (супружестве) и семье»);

9) договор суррогатного материнства, согласно пункту 1 статьи 54 Кодекса РК «О браке (супружестве) и семье»;

10) соглашение о разделе общего имущества супругов, согласно п. 2 стать 37 Кодекса РК «О браке (супружестве) и семье».

При этом, следует учитывать, что, кроме приведенных выше случаев, указанных законодателем, нотариальное удостоверение сделок обязательно, также, в случаях, предусмотренных соглашением сторон, или по требованию второй стороны в сделке, хотя, по закону для сделок данного вида нотариальная форма не требовалась.

В приведенном перечне отсутствует требование обязательной нотариальной формы сделок с недвижимостью. Вместе с тем, нотариальное удостоверение сделки с недвижимостью может исключить или снизить вероятность признания ее недействительности. Во-первых, благодаря единой нотариальной информационной системе (далее – ЕНИС), нотариус при совершении нотариальных действий запрашивает сведения о физических, юридических лицах и недвижимости в режиме онлайн, что позволяет убедиться, что на ней нет обременений или ареста; во-вторых, нотариус проверяет на правоспособность юридических лиц и полномочия их представителей, дееспособность физических лиц; в-третьих, заверяет подлинность подписей сторон при заключении договора;  в-четвертых, безопасное и удобное проведение денежных взаиморасчетов по сделке посредством депозита нотариуса.

4. Порядок нотариального удостоверения сделок с недвижимым имуществом

Удостоверение договора об отчуждении или залоге недвижимого имущества производится по месту нахождения этого имущества. При этом, нотариусу должны быть предъявлены документы, подтверждающие право собственности на отчуждаемое или закладываемое имущество.

В случае удостоверения сделок с недвижимым имуществом, нотариус должен установить правовой режим земельного участка, на котором расположены отчуждаемые объекты недвижимости и определить полномочия собственника земельного участка (землепользователя) по отчуждению принадлежащих ему прав.

При удостоверении сделок с недвижимым имуществом, нотариус получает сведения о зарегистрированных правах (обременениях) на недвижимое имущество и его технических характеристиках через ЕНИС из государственной базы данных «Регистр недвижимости».

Удостоверение сделок с недвижимым имуществом и выдача свидетельств, подлежащих государственной регистрации, допускается при отсутствии обременении, за исключением некоторых случаев, установленных законодательством.

5. Процедура апостилирования и легализации иностранных документов

Правила консульской легализации

Консульская легализация (далее – легализация) заключается в проверке соответствия документов действующему законодательству государства пребывания и представляет собой установление и засвидетельствование подлинности подписи должностного лица и печати на таких документах с целью использования их в другом государстве.

Документы принимаются на легализацию, как в подлинниках, так и в нотариально заверенных копиях. Если легализация в иностранном дипломатическом представительстве или загранучреждении обусловлена представлением перевода документа с государственного или русского языка на иностранный язык, то легализация нотариально заверенного документа в Департаменте может совершаться вместе с его переводом.

Департамент консульской службы осуществляет легализацию:

1) документов, исходящих от организаций и учреждений Республики Казахстан, нотариусов и лиц, уполномоченных на совершение действий по засвидетельствованию документов, предназначенных для предъявления за пределами Республики Казахстан;

2) документов, исходящих от иностранных организаций и учреждений, если они предварительно легализованы в дипломатическом представительстве или консульском учреждении иностранного государства происхождения документов, аккредитованном в Республике Казахстан;

 3) документов, исходящих от иностранных организаций и учреждений, если они предварительно легализованы в дипломатическом представительстве или консульском учреждении иностранного государства, аккредитованного в Республике Казахстан, осуществляющее по совместительству представительство иностранного государства происхождения документов в Республике Казахстан.

Консул, убедившись, что представленный на легализацию документ соответствует Правилам, совершает легализацию документа посредством проставления легализационной надписи загранучреждения на самом документе по установленной форме.

Процедура апостилирования

Если страна, в которой предполагается использовать документ, является участницей Гаагской конвенции, то можно использовать более упрощенную процедуру апостилирования, которая, по сравнению с легализацией, осуществляется достаточно быстро.

В соответствии с Гаагской конвенцией, на документах, совершенных компетентными органами одного государства, и предназначенных для использования на территории другого государства, проставляется специальный штамп (апостиль). Согласно статье 5 Конвенции, апостиль удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и в надлежащем случае, подлинность печати или штампа, которым скреплен этот документ.

Подпись, печать или штамп, проставляемые компетентным органом на апостиле, не требуют никакого дальнейшего заверения или легализации, а документ, на котором проставлен апостиль, может быть использован в любой из стран-участниц Гаагской Конвенции.

В качестве официальных документов, подлежащих апостилированию, рассматриваются:

1) документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющихся юрисдикции государства, включая документы, исходящие от прокуратуры, секретаря суда или судебного исполнителя;

2) административные документы;

3) нотариальные акты;

4) официальные пометки, такие, как отметки о регистрации; визы, подтверждающие определенную дату; заверения, подписи на документе, не засвидетельствованном у нотариуса.

Вместе с тем, настоящая Конвенция не распространяется на:

а) документы, совершенные дипломатическими или консульскими агентами;

b) административные документы, имеющие прямое отношение к коммерческой или таможенной операции.

Апостиль может быть составлен как на одном из официальных языков Конвенции (французский либо английский), так и на национальном языке государства, проставившего апостиль. На практике надписи на апостиле часто дублируются на двух языках (на одном из языков Конвенции и национальном). Заголовок «Apostille» должен быть дан на французском языке.

Легализация коммерческих документов

Существует ряд документов, которые не подлежат ни консульской легализации, ни апостилированию. В основном, это касается коммерческих документов: договоров, инвойсов, коносаментов, различных товаро-распорядительных документов и других документов, связанных с внешнеэкономической деятельностью, и для них существует отдельная процедура – легализация документа в Национальной палате предпринимателей РК «Атамекен», но с последующей легализацией в консульстве страны назначения.