Март 31, 2021
Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан
- Принципы, предусмотренные Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан
- Административная процедура
- Досудебное обжалование административного акта
- Административное судопроизводство
- Сроки рассмотрения административного дела
29 июня 2020 был принят Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан (далее — АППК) который вступит в силу с 1 июля 2021 года и с этой же даты утратят силу действующие сейчас Законы Республики Казахстан «Об административных процедурах» и «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц», прекратит свое действие ряд норм Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан, включая главы 27-29, нормы других кодексов и законов. Это совершенно новый кодекс для правовой системы Казахстана, целью которого является защита прав граждан и юридических лиц в спорах с государственными органами, соблюдение баланса интересов сторон, а также повышение качества принятия управленческих решений.
1. АППК закрепляет новые принципы, которые обязательны для соблюдения всеми административными органами
Принцип охраны права на доверие.
Доверие участника административной процедуры к деятельности административного органа, должностного лица охраняется законами Республики Казахстан.
Административный акт, административное действие (бездействие) считаются законными и обоснованными до тех пор, пока административный орган, должностное лицо или суд не установит обратное в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Убытки, возникшие у добросовестного участника административной процедуры в результате отмены административного акта, совершения административного действия (бездействия) подлежат возмещению в соответствии с положениями настоящего Кодекса и (или) гражданского законодательства Республики Казахстан.
Принцип соразмерности.
Меры, предусматривающие какое-либо ограничение прав и свобод физических либо юридических лиц, должны быть направлены на установленные Конституцией и законами цели и должны быть соразмерны, то есть являться подходящими, необходимыми и пропорциональными для достижения их цели с учетом своего содержания, места, времени и охватываемого круга лиц.
Данный принцип применяется при реализации административного усмотрения (дискреционного полномочия).
Принцип запрета на злоупотребление формальными требованиями.
Данный принцип означает, что административному органу запрещается возлагать на лиц обязанности или отказывать в предоставлении им какого-либо права лишь с целью удовлетворения дополнительных формальных требований, в том числе внутриорганизационных правил, не предусмотренных нормативными правовыми актами.
Презумпция достоверности
Административный орган, должностное лицо обязаны самостоятельно проверять подлинность материалов, объектов, документов и сведений при наличии сомнений в их подлинности.
Активная роль суда
Административное судопроизводство осуществляется на основе активной роли суда.
Суд, не ограничиваясь объяснениями, заявлениями, ходатайствами участников административного процесса, представленными ими доводами, доказательствами и иными материалами административного дела, всесторонне, полно и объективно исследует все фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела.
2. Административная процедура
АППК разграничивает административные процедуры на внешние процедуры, связанные с принятием акта или совершением действия (бездействия), имеющего внешние правовые последствия, и внутренние процедуры, связанные с установлением порядка и обеспечением деятельности госоргана или подчиненной ему структуры.
Административная процедура состоит из следующих этапов:
1) возбуждение;
2) рассмотрение административного дела;
3) принятие административного акта;
4) исполнение административного акта.
На любой из стадий административной процедуры гражданин и организация имеют право: 1) вести свои дела через представителя (статья 68 АППК); 2) заявить отвод заинтересованному должностному лицу (статья 67 АППК); 3) быть заслушанным перед принятием административного акта (статья 73 АППК); 4) на ознакомление с материалами административного дела, делать выписки и снимать копии после рассмотрения административного дела (статья 75 АППК); 6) получить от административного органа разъяснение о принадлежащих ему правах и обязанностях по вопросам, связанным с осуществлением административной процедуры; 7) подавать жалобу на административный акт (статья 91 АППК); 8) прекратить административную процедуру, если процедура была возбуждена по его обращению (статья 89 АППК); 9) выступать в административной процедуре на родном языке или языке, которым владеет, пользоваться услугами переводчика (пп. 9 статьи 23 АППК).
Общий срок административной процедуры, возбужденной на основании обращения, составляет пятнадцать рабочих дней, если иное не предусмотрено законодательством Республики Казахстан.
3. Досудебное обжалование административного акта
Административный акт, административное действие (бездействие) административного органа могут быть обжалованы заявителем в вышестоящем административном органе.
АППК детально регламентирует процедуру рассмотрения жалоб, устанавливая дополнительные требования для административных органов, в частности заслушивание всех заинтересованных лиц, исследованием всех обстоятельств дела, разъяснением обоснований в ответе в случае неудовлетворения жалобы. Для этого административный орган наделяется полномочиями по собиранию доказательств, истребованием необходимых материалов у компетентных органов, приглашению специалистов и др.
Обжалование административного акта в вышестоящем органе перед обращением в суд является обязательным, в целях улучшения ведомственного контроля.
Преимущества:
Производство по рассмотрению жалобы будет проходить в сравнительно ускоренном порядке (15 рабочих дней, когда как процесс рассмотрения споров в суде может занимать месяцы). Данный институт позволит сэкономить время и избежать судебных расходов.
Оспариваемые в досудебном порядке решения могут быть проверены не только на предмет законности, но и на предмет целесообразности, что предоставит бóльшую правовую защиту гражданам.
В настоящее время суды могут проверять решение государственного органа, должностного лица только на предмет законности.
4. Административное судопроизводство
В порядке административного судопроизводства будут разрешаться споры, вытекающие из публично-правовых отношений.
Важным отличием административного процесса от гражданского, является то, что в гражданском процессе — сбор и представление доказательств осуществляется сторонами и суд ограничивается рассмотрением представленных доказательств.
В административном процессе суд будет выступать с инициативой по сбору доказательств, обладая возможностью затребовать все необходимые для правильного разрешения дела документы.
Бремя доказывания возлагается на административный орган, принявший административный акт.
АППК предусматривает следующие виды исков:
1) иск об оспаривании;
2) иск о принуждении;
3) иск о совершении действия;
4) иск о признании.
За исполнением решений суда устанавливается судебный контроль. В случае, неисполнение административным органом решения суда, суд вправе наложить санкции в виде денежного взыскания на любое должностное лицо по заявлению истца.
5. Сроки рассмотрения административного дела
Рассмотрение административного дела в суде первой инстанции предусматривает разумные сроки, но не более чем до шести месяцев с момента предъявления иска, которые определяются судом самостоятельно с учетом правовой и фактической сложности административного дела, достаточности и эффективности действий суда (представление доказательств, принятие мер обеспечения, назначение экспертизы и т.п.), осуществляемых в целях оперативного рассмотрения административного дела.
Рассмотрение административного дела в суде апелляционной инстанции — двухмесячный срок, и месячный срок для кассационного обжалования.
Гражданские иски о возмещении ущерба, причиненного административным актом или действием административного органа рассматриваются также административным судом в рамках основного разбирательства по оспариванию административного акта или действий административного органа.