Декабрь 9, 2021

Этапы административной процедуры по Административному процедурно-процессуальному кодексу Республики Казахстан

1. Общие положения

2. Этапы административной процедуры:

2.1. Возбуждение административной процедуры

2.2. Рассмотрение административного дела

2.3. Принятие административного акта

2.4. Вступление в силу административного акта

2.5. Обжалование административного акта (факультативный этап) 

1. Общие положения

В связи с принятием Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее – АППК):

— утратил силу закон «Об административных процедурах»;

— отменен закон «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц»;

— созданы специализированные административные суды в областях и городах республиканского значения;

— прежние административные суды, которые рассматривали дела об адм. правонарушениях переименованы в суды по адм. правонарушениям;

— особенности осуществления административных процедур устанавливаются законами Республики Казахстан;

— АППК регулирует отношения, связанные с осуществлением административных процедур, в части, не урегулированной законами Республики Казахстан.

 2. Этапы административной процедуры:

2.1. ВОЗБУЖДЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПРОЦЕДУРЫ

Основание: обращения лица либо по инициативе административного органа (к примеру, проведение внеплановой проверки).

Особенность: любое обращение, поданное в адрес государственного органа, подлежит обязательному приему, регистрации, учету и рассмотрению. В случае обнаружения каких-либо недостатков либо ненадлежащего оформления, административный орган разъясняет эти недостатки и предоставляет время для исправления. Отказ в приеме обращения запрещается. При этом срок исправления недостатков входит в общий срок рассмотрения обращения.

Способы обращения в административный орган: письменная форма, электронная форма, личный прием; обращение, поданное в устной форме (заносится в отдельный протокол должностным лицом, принявшим обращение).

Обращение в административный орган, к должностному лицу может быть подано одним или несколькими лицами (коллективное обращение).

Если обращение поступило административному органу, в полномочие которого не входит рассмотрение данного обращения, в срок не позднее трех рабочих дней перенаправляется уполномоченному административному органу, с одновременным уведомлением (извещением) участника административной процедуры.

2.2. РАССМОТРЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ДЕЛА

Срок административной процедуры, возбужденной на основании обращения составляет 15 рабочих дней. Срок рассмотрения может быть продлен мотивированным решением руководителя административного органа или его заместителя на разумный срок, но не более чем до двух месяцев, о чем извещается участник административной процедуры в течение трех рабочих дней со дня продления срока.

За необоснованное продление срока административной процедуры лицо, уполномоченное на принятие решения, несет дисциплинарную и иную ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

Исследование фактических обстоятельств административного дела (ст. 72 АППК) – инквизиционный принцип

Административный орган обязан принять меры для всестороннего, полного и объективного исследования фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения административного дела (исследовательский принцип). Формального права ходатайствовать об исследовании доказательств у участников нет. Но в рамках своего права быть выслушанным они могут лишь предлагать сбор и исследование определенных доказательств.

Если в этом случае административный орган не поддерживает эти предложения, то хотя бы обязан в обосновании административного акта остановиться на этих предложениях. Но это допустимо, если доказательства не имеют значение, являются недопустимыми, излишними в связи с очевидностью, когда они являются неподходящими или недосягаемыми.

Административный орган, должностное лицо не связаны доводами, фактическими обстоятельствами административного дела и проверяют административное дело в полном объеме.

Административный орган, должностное лицо вправе собирать доказательства по собственной инициативе в целях установления фактических обстоятельств административного дела.

Административный орган, должностное лицо не вправе отказать в исследовании заявлений и документов, представленных участниками административной процедуры, рассмотрение которых входит в их компетенцию.

Административный орган пользуется всеми средствами доказывания, в частности, он может:

— получать справочную информацию любого характера;

— заслушивать участников, допрашивать свидетелей и экспертов, получать письменное или электронное высказывание участников, свидетелей, экспертов;

— привлекать письменные документы и материалы дел;

-проводить осмотр.

Права гражданина:

1) вести свои дела через представителя (статья 62 Кодекса);

2) заявить отвод (статья 63 Кодекса);

3) быть заслушанным (статья 74 Кодекса);

4) на ознакомление с материалами административного дела, делать выписки и снимать копии (статья 75 Кодекса);

Адресат и другие участники административной процедуры должны быть ознакомлены со всеми документами и материалами дела до завершения рассмотрения административного дела. По ходатайству в течение 3-х рабочих дней предоставляются материалы для ознакомления.

6) получить от административного органа разъяснение о принадлежащих ему правах и обязанностях по вопросам, связанным с осуществлением административной процедуры;

7) подавать жалобу на административный акт (статья 91 Кодекса);

АППК предусматривает обязательное досудебное обжалование административного акта.

8) прекратить административную процедуру, если процедура была возбуждена по его обращению (статья 89 Кодекса);

9) выступать в административной процедуре на родном языке или языке, которым владеет, пользоваться услугами переводчика (пп. 9 статьи 23 Кодекса).

На стадии рассмотрения дела проводится заслушивание.

Должностное лицо обязано предоставить возможность участнику выразить свою позицию к предварительному решению по административному делу, о котором участник административной процедуры уведомляется заранее, но не позднее, чем за три рабочих дня до принятия административного акта

Заслушивание может осуществляться путем:

— приглашения участника административной процедуры на заслушивание по административному делу, в том числе посредством видеоконференцсвязи или иных средств коммуникации;

— использования информационных систем;

— иных способов связи, позволяющих участнику административной процедуры изложить свою позицию.

Однако стадия заслушивания может не применяться, если:

— административный орган, должностное лицо принимают благоприятный административный акт, не затрагивающий права, свободы и законные интересы других лиц;

— осуществляется исполнительное производство;

— законодательством Республики Казахстан установлен менее чем трёхдневный срок для осуществления административной процедуры;

— требуется незамедлительное принятие административного акта в целях защиты прав, свобод граждан и юридических лиц, общественных и (или) государственных интересов;

— об этом ходатайствует участник административной процедуры;

— осуществляется упрощенная административная процедура;

— решение по административному делу принимается при осуществлении автоматизированного процесса, при этом административный орган, должностное лицо не наделены административным усмотрением.

Участник административной процедуры вправе предоставить или высказать возражение к предварительному решению по административному делу в срок не позднее двух рабочих дней со дня его получения.

В случае устного выражения участником административной процедуры своего возражения административный орган, должностное лицо ведут протокол заслушивания.

Если составляется протокол, то должностное лицо обязано обеспечить участнику административной процедуры возможность ознакомиться с протоколом заслушивания.

Участник в течение трех рабочих дней после ознакомления вправе представить свои замечания на протокол заслушивания.

Упрощенная административная процедура.

Применяется в отношении рассмотрения сообщений, предложений, откликов и запросов.

По итогам рассмотрения административного дела в упрощенной административной процедуре выносится одно из следующих решений о:

1) предоставлении ответа, в том числе информации, по существу сообщения, предложения, отклика, запроса;

2) принятии к сведению;

3) прекращении упрощенной административной процедуры.

Нужно отличать сообщения, предложения, отклики и запросы от заявлений и жалоб. Заявления и жалобы порождают для гражданина и организации определенные правовые последствия. Заявления и жалобы либо реализует право либо отказывают в его реализации.

2.3. ПРИНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО АКТА

Административный акт – решение, которое принимается в одностороннем порядке и порождает правовые последствия (в виде реализации права или возложении определенных обязанностей) для физических или юридических лиц.

Благоприятный административный акт улучшает положение гражданина, например, реализует право участника административной процедуры или прекращает возложенную на него обязанность.

Обременяющий административный акт, наоборот, ухудшает положение гражданина, например, отказывает в реализации его права, ограничивает, прекращает право участника административной процедуры или возлагает на него обязанность.

Важно! Любой неблагоприятный акт должен содержат обоснование. Поскольку в суде ответчик (государственный орган) может ссылаться лишь на те обоснования, которые упомянуты в административном акте, согласно п. 3 статьи 129 АППК.

2.4. ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ АДМИНИСТРАТИВНОГО АКТА

Административный акт вступает в силу с момента принятия, если в нем не указан более поздний срок.

Административный акт вводится в действие с момента доведения до сведения участника административной процедуры.

2.5. ОБЖАЛОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО АКТА (факультативный этап)

АППК предусматривает обязательное досудебное обжалование, если иное не установлено законами.

Жалоба подается в административный орган, чей административный акт, административное действие (бездействие) обжалуются.

В течение трех рабочих дней административный орган может изменить свое решение, удовлетворяющее жалобу либо перенаправить жалобу в вышестоящий орган для рассмотрения по существу.

Подача жалобы приостанавливает действие административного акта

Срок рассмотрения жалобы составляет 20 рабочих дней без возможности продления.

Кем рассматривается жалоба?

— вышестоящим административным органом / должностным лицом;

 — иным административным органом/ должностным лицом, уполномоченным в соответствии с законами Республики Казахстан рассматривать жалобы (например, комиссии);

 — исключение (Президент, Премьер-Министр, Правительство);

В случае отсутствия вышестоящего административного органа / должностного лица, административный акт, административное действие (бездействие) могут быть обжалованы сразу в суде.

На стадии обжалования, заявитель, также, имеет право быть выслушанным (право на заслушивание).

Решение по жалобе:

1) об отмене административного акта

2) об отмене административного акта и принятии нового административного акта

3) о совершении административного действия

4) об оставлении жалобы без удовлетворения

5) о направлении административного дела в административный орган, должностному лицу, чьи административный акт, административное действие (бездействие) обжалуются, для осуществления административной процедуры с указанием допущенных нарушений и предложениями по их устранению

6) об оставлении жалобы без рассмотрения.